Андрей Листков: играть на грани фола и выигрывать

   По информации газеты "Плюс информ", plusinform.ru
3 мая 2009 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2009/05/03/1942_mahino.html

В Туве на Ак-Сугском медно-порфировом месторождении уже в течение двух лет ведет свою работу «Голевская горнорудная компания». За это время в Тоджинском районе произошли значительные изменения - построены технологическая дорога от поселка Ырбан до месторождения и поселок для обеспечения геологоразведочных работ, приведена в рабочее состояние нефтебаза в п. Ырбан.

Кроме того, «Голевская горнорудная компания» взяла на себя и социальную функцию - к праздникам дети близлежащих поселков получают подарки от «Голевской ГРК».

А возглавляет эту компанию Андрей Георгиевич Листков, талантливый руководитель и скромный человек, после многих лет работы в разных регионах России вернувшийся к себе на родину - в Туву.
ВЧЕРА: «… НИКТО НЕ ВЕРИЛ В УСПЕХ ЭТОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»
- Андрей Георгиевич, за два года ваша компания достигла значительных результатов. С чего все началось?
- В 2007 году мне предложили возглавить геологоразведочные работы на месторождении Ак-Суг, и я стал генеральным директором «Голевской горнорудной компании». Эта фирма была зарегистрирована в Москве, а в марте 2007 года я перерегистрировал ее в Туве.
- Для чего?
- Для того, чтобы сюда шли все налоги. Я и подрядчика ООО «Геокомп» уговорил открыть филиал и зарегистрировал его в Ырбане, а «Голевская ГРК» зарегистрирована в Тоора-Хеме.
Но у меня возникли проблемы с налоговой инспекцией. Они и не верят, что мы дошли до месторождения и работаем там, не хотят возвращать НДС. Вот такая парадоксальная ситуация: делаешь все, чтобы территория жила хорошо, а территория в лице налоговых органов делает все, чтобы это не происходило.
- Как началась ваша работа?
- Я приехал сюда с одним портфельчиком, с помощью Андрея Шабалинского мы с нуля создали предприятие, собрали коллектив. К концу 2007 года нужно было добраться до месторождения и пробурить там две тысячи метров. Но никто не верил, что у нас это получится.
- Почему?
- Потому что это было невозможно. Местные жители мне говорили, что в лучшем случае только через два года мы дойдем до месторождения.
- А вы им что отвечали?
- Я им говорил, что у меня другие планы (смеется). Мне уже к концу 2007 года нужно пробурить первые скважины. Но люди все равно утверждали, что это нереально. С кем бы я не разговаривал, никто не верил в успех этого предприятия. У моих сотрудников временами тоже был упадок сил, и они начинали сомневаться в успехе. Я приезжал, разговаривал с ними, убеждал, что все у нас получится.
ВЧЕРА: «…ПОХУДЕЛИ КИЛОГРАММОВ НА ПЯТНАДЦАТЬ КАЖДЫЙ, У НАС ЖЕ НЕ БЫЛО НИЧЕГО»
- И вы все равно шли дальше.
- Да, а куда деваться? Ведь были поставлены цели и определены задачи. Нет задач, которые невозможно решить. Мы вместе с Андреем Шабалинским составили план работ до конца года. И по этому плану мы работали. Удалось все, кроме метража бурения - мы пробурили всего девятьсот метров, а не две тысячи, как планировали. Но до того, как начать бурение, нужно было доставить на месторождение технику, а вы ведь сами знаете, какие плохие там дороги.
Мы пытались найти проводников из местных жителей, которые хоть приблизительно знают дорогу до месторождения Ак-Суг. Но проводники так и не смогли довести нас до места. Наконец, в июне геолог Игорь Молчанов самостоятельно все-таки добрался до месторождения на вездеходе, а это где-то 130 километров по бездорожью. А ведь туда еще нужно было проложить дорогу, чтобы к месторождению могла добраться техника. Вообще, перед тем как начинают строить дорогу, проводят изыскания, замеры и так далее. А мы вслепую работали - поднимешь кусок земли, а там мерзлота. Бульдозерами рыли скалы - взрывчатки не было. Мы набрали местных бульдозеристов, часть водителей с Ырбана, часть - из Тоора-Хема, в общем, 95% людей были из Тувы. Было очень тяжело. Люди похудели килограммов на пятнадцать каждый, у нас же не было ничего - ни домов, ни столовой, мы жили в палатках. В это же время надо было еще написать проект на разведку месторождения, чтобы он прошел экспертизу, пока мы добираемся до месторождения. Часть людей работала над проектом, а другая часть - дорогу строила.
В начале ноября мы добрались до месторождения, пришла первая техника. В середине ноября мы завезли туда буровые машины. Добрались мы до места, и начались новые проблемы, уже с бурением, ведь к каждому месторождению надо приспособиться, выработать оптимальный технологический режим. Бурением занималась ООО «Прикладная геология», - молодцы ребята, освоились довольно быстро.
- А геологи и рабочие в палатках жили?
- Нет, когда мы дошли до месторождения, три старых домика отремонтировали (там раньше поселок был) и построили новые дома, баню, дробильную лабораторию, столовую, кухню, пекарню, столярку, кернохранилище. В общем, много чего построили, целый производственный комплекс. Пилораму там ставили и пилили мерзлые бревна для строительства. А потом, когда домики построили, поставили печь и затопили ее, - бревна начали отогреваться. Там хвоей так здорово пахло! Очень вкусный запах!
СЕГОДНЯ: «Я ПОСТОЯННО ИГРАЮ НА ГРАНИ ФОЛА»
- В этом новом поселке, есть электричество и какая-то связь с внешним миром?
- Там стоит дизельный двигатель, так что свет есть во всех домиках. У нас там есть телевизор и компьютер, и даже выход в Интернет.
- А как же с планом, который вы писали с самого начала? Вы всё успели сделать вовремя?
- По лицензионным условиям нам дается три года на разведку, а мы это сделали к концу 2008-го, то есть, за полтора года. Мы закончили все тяжелые буровые работы. Сейчас пишем отчет по оценке запасов в месторождении. Перед нами стоит задача - к концу первого полугодия поставить месторождение на баланс в государственный комитет по запасам.
- За счет чего вы добились таких результатов?
- За счет эксплуатации трудящихся масс и себя в первую очередь (улыбается).
- Может быть, за счет грамотного управления?
- У нас было очень грамотное управление, и всё было расписано четко - где и в какой момент будем находиться.
- А основная ответственность на ком лежала?
- На мне (смеется). Никто не верил, что мы дойдем до месторождения. А мы дошли и все сделали.
- В 2008 году вы чем занимались?
- Мы начали бурить скважины, основной объем бурения был в 2008 году. Мы прошли около 30000 метров. Это была работа на грани фола, было тяжело и в моральном плане и в физическом.
- А вы умеете работать на грани фола?
- Я постоянно работаю на грани фола. Неизвестно, как это получается, откуда люди берутся, которые согласны меня под­держать.
- Вы рады, что вернулись в Туву?
- Конечно, я всегда мечтал об этом. Изначально думал, что должен вернуться на родину. И жизнь так повернулась, что моя мечта исполнилась. Когда я вернулся сюда и стал формировать коллектив из местных жителей, я проехал по поселкам, был в Ырбане, Тоора-Хеме, разговаривал с местной администрацией, искал тех, кто в состоянии работать. Я увидел такую разруху… Особенно меня поразил Ырбан. Он ведь бы когда-то процветающим поселком - там были больницы, клуб, школы великолепные… А сейчас все развалено. Я с людьми пообщался, говорю, скоро у вас здесь все расцветет, не сомневайтесь (смеется).
ЗАВТРА: «ТОДЖИНСКИЙ РАЙОН СКОРО РАСЦВЕТЕТ»
- И они вам поверили?
- Конечно, поверили. Я уверен, что Тоджинский район скоро расцветет, мы все для этого сделаем, что от нас зависит.
- Что сейчас происходит на месторождении, ведутся ли там работы?
- Сейчас там только сторожа, работы там практически закончены. А мы проводим генеральную обработку полученных данных, пишем отчет. Компания «Бора» - это местная компания, которую я взял на подряд, будет поддерживать дорогу в течение летнего сезона. Дорога то там провалится, то там, она как живая, «дышит».
- Когда вы планируете приступить к разработке месторождения?
- По лицензии - в четырнадцатом году.
- Но вы ведь опережаете график.
- Мы-то да, но тут кризис настал. У нас есть время для подсчета запасов и составления ТЭО - технико-экономических обоснований.
- Получает ли какую-то помощь компания от Правительства РТ?
- Шолбан Валерьевич мне сказал: «Если какие-то проблемы будут, обращайтесь, я всегда помогу». Но, слава Богу, у нас очень серьезных проблем не было. Мы управлялись своими силами. Но если проблемы возникнут, я думаю, обращусь, и он не откажет.
- Я знаю, что вы к праздникам дарите подарки детям из близлежащих поселков.
- В Норильске так принято: в Новый год Норильский комбинат дарит подарки детям сотрудников, детям в детских садах, воспитанникам детских домов. И я попытался применить этот опыт здесь. Уже второй год наша компания дарит всем детям Ырбана подарки к Новому году, и примерно сотню подарков мы передаем в Тоoра-Хемскую администрацию, чтобы у детей из наименее обеспеченных семей Тоора-Хема были подарки к Новому году.
- Как местное население на это отреагировало?
- Некоторые бабушки плакали… Говорят, давно такого не было. А мы даже растерялись от такой реакции, честно сказать. Люди, к сожалению, обделены вниманием, уже никто ни от кого не ожидает добра.
- Я знаю, что вы еще спортсменам помогаете…
- Да, поддерживаем самбо, дзюдо, помогаем ездить на соревнования, покупаем им нужный инвентарь. Спортсмены - очень скромные люди, просят только то, что им действительно нужно. Если они просят, я с удовольствием помогаю. А меня потом незаслуженно грамотами награждают (улыбается). У меня даже есть грамота от Российской федерации самбо за спонсорскую помощь. Мы еще и оленеводам помогаем, каждый год на праздник оленевода подарки делаем.
- Какие планы на будущее у вашей компании?
- Есть желание начать написание проекта на разработку. И хотелось бы, чтобы государство помогло построить туда дорогу. Потому что если вешать всю инфраструктуру только на это месторождение, то оно оказывается нерентабельным. Мы еще параллельно взяли большой кусок площади - 1200 кв. км. под поисковые работы в надежде найти там, если не такое большое, то хотя бы ряд мелких месторождений медно-молибденовых руд, чтобы поддержать экономику Тувы.
Листков Андрей Георгиевич

Pодился 02.08.1961. в пос. Салдам, Тоджинского района, Тувинской АССР.
В школу пошел в Кызыле, в 1968 году. Во 2-м классе был переведен в Каа-Хемский интернат в связи с семейным положением - мать одна воспитывала троих детей.
В школе проявились способности к математике, химии, физике. Участвовал в олимпиадах, в 1977 был приглашен и переведен в Физико-математическую школу при НГУ г. Новосибирске. После школы поступил на геолого-геофизический факультет в НГУ.
Проходил практику на Таймыре, Якутии, Алтае, Хакассии.
После окончания НГУ (в 1983 году) начал работать геологом в Центрально-Арктической геолого-разведочной экспедиции (ПГО «Севморгеология»). Там проработал 20 лет, от геолога до директора предприятия. Работы проводились на архипелаге Северная Земля и в северной части Таймырского полуострова.
После ликвидации Центрально-Арктической геолого-разведочной экспедиции работал начальником Отдела геологии и лицензирования в «Таймырнедра».
В этот период ему присвоен классный чин «Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса».
С 2007 года работает ген.директором ООО «Голевская ГРК».
Награды: Почетная грамота Комитета РФ по геологии и использованию недр 1994г.
Звание «Отличник разведки недр», 1996г.
«Заслуженный геолог РФ», 2000г. за подписью В.В.Путина.




© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.