Главная дорога Тувы на лавиноопасном участке выстояла. Но нужно наращивать склон

   Антон Посохин, газета "Тувинская правда"
9 июля 2012 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2012/07/09/glavnaya-doroga-tuvy-na-lavinoopasnom-uchastke-vystoyala-no-nuzhno-naraschivat-sklon.html

Главная дорога Тувы на лавиноопасном участке выстояла. Но нужно наращивать склонКомиссия, в состав которой вошли главный инженер Упрдор М-54 «Енисей» Сергей Квашин, и. о. главы администрации Ермаковского района Евгений Афанасьев, начальник ОГИБДД ОП МВД России «Шушенский» Алексей Егоров и другие должностные лица, задействованные в ликвидации последствий схода селевых масс, обрушившихся на Буйбинский перевал, провела осмотр состояния противолавинной галереи.

Напомним, трагедия произошла в ночь с 20 на 21 июня. Тогда, вызванный сильными проливными дождями мощный селевой поток сошел на самую старую часть «полки», отстроенную на Буйбинском перевале еще в 80-х годах прошлого века.

По словам Сергея Квашина, на противолавинные конструкции обрушилось не меньше тысячи тонн грязи, камней и веток. «Полка» выдержала, но сель все же «утащила» за собой в пропасть низовой откос и теперь на отрезке в пятьдесят метров обрыв почти вплотную «подошел» к противолавинным конструкциям. Полное ограничение передвижения транспорта на 601 километре федеральной дороги М-54 означало бы, что республика была бы полностью отрезана от «Большой земли». 

– Временное ограничение было введено, мы снизили планку для проезда транспорта с 40 до 30 тонн, – поясняет Сергей Квашин. – Теперь оно снято. В дальнейшем ограничивать движения не планируется – грузовой транспорт, не превышающий общих по стране весовых нормативов, пропускается свободно.

Тем не менее, по данным Упрдора М-54 «Енисей», опасность дальнейшего разрушения склона сохраняется, поэтому к моменту прибытия на место ЧС комиссии был проделан большой объем работ, направленным на то, чтобы снять дополнительную нагрузку на остатки склона и несущие конструкции противолавинной галереи. В частности, от грунта, камней и веток был очищен пострадавший участок, восстановлен поврежденный селевыми массами водоотвод. Как рассказывают очевидцы, на пути грязевого потока помимо грязи и веток, повсюду валялись огромные булыжники.

– Некоторые из них были размером с человека подтверждает слова очевидцев главный инженер, который одним из первых увидел гнетущую картину, оставленную селевым потоком.

Тем не менее, Квашин подчеркивает, что аварийным, является самый старый участок, длиной не более пятидесяти метров, а общая длина «полки», как известно, – 1300 метров.

О полном восстановлении откоса речи идти не может – слишком велики объемы работ. Усилия направлены, скорее, на то, чтобы удержать оставшееся расстояние, отделяющее «полку» от пропасти, укрепить то, что имеется, а не «нарастить» склон заново. По словам главного инженера, при восстановлении склона планируется «опереться» на две скалы, находящиеся на глубине сорока метров, которые заперли селевой поток в «тиски», не позволив ему расшириться. От них он ушел ниже, где и разросся вширь, своим следом напомнив «рюмку». От этих скал и начнут «поднимать» склон вверх.

В работах на склоне будут задействованы скалолазы, которым все придется делать вручную. Планируется, что работы будут закончены к середине августа. Крайний срок – начало сентября.

Но поднять склон – еще полдела. Невзирая на данные скалолазов, обследовавших скалу выше «полки» и выяснивших, что основная селевая масса уже сошла и «рецидив» стихии в этом месте маловероятен, никто не может гарантировать, что точно такой же, а может, и большей силы селевой поток не обрушится на противолавинные конструкции правее или левее. Поэтому руководством М-54»Енисей» было принято решение пригласить специалистов по селевым потокам.

– По их рекомендациям, мы закажем проект селевых ловушек, которые установим над «полкой», и которые в случае чего, смогут остановить сход грязевых масс, – комментирует Сергей Квашин.

Согласно изначальной смете, на ликвидацию последствий схода селевых масс потребуется не менее 21 млн. рублей, в том числе 2 млн. 700 тыс. – на восстановление и укрепление склона. Но уже тогда, когда рассчитывалась смета, стало ясно – цена вопроса может быть и выше. Также не стоит забывать, что М-54 – трасса федеральная. Стало быть, и деньги пойдут из федерального бюджета. Поэтому последнее слово в этом вопросе за Росавтодором.

Как бы то ни было, «полка» выдержала натиск стихии, и М-54 «Енисей» по-прежнему остается главной связующей нитью между Тувой и «большой землей». Немаловажен и тот факт, что на строительные работы по «удлинению» противолавинной галереи стихия никак не повлияла. Как заверяет Сергей Квашин, в августе этого года будут сданы 100 метров в сторону Кызыла, а в октябре еще 175 – в противоположную. Так что «полка» «подрастет» точно в срок, как и было обещано.




© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.