Понедельник, 19 ноября 2018 г. 01:57 Сделать стартовой | Добавить в избранное | RSS Обратная связь | ENGLISH
ИА «Тува-Онлайн»
» » Шулуу Сат и Владимир Очур в 1956 году подняли тему утраты традиционной тувинской культуры
Личный кабинет
Логин:
пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Архив
«    Октябрь 2012    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Ссылки
электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Шулуу Сат и Владимир Очур в 1956 году подняли тему утраты традиционной тувинской культуры

Шулуу Сат и Владимир Очур в 1956 году подняли тему утраты традиционной тувинской культурыСегодня исполняется 84 года со дня рождения кандидата исторических наук, автора более 40 научных трудов по становлению молодой республики в центре Азии Владимира Чолдак-ооловича Очура (1924-1997), Заслуженного работника культуры Тувинской АССР. Он родился в местечке Хереме Улуг-Хемского кожууна. В 1953 году окончил восточный факультет Ленинградского государственного университета. В том же году был принят на работу в ТНИИЯЛИ.

Молодая ученая Валерий Кан вспоминает один эпизод из жизни молодого ученого и его коллеги Шулуу Сата. «Они вдвоем, будучи молодыми сотрудниками ТНИИЯЛИ, в 1956 году опубликовали статьи в газете «Шын». В них они подняли запретную для обсуждения тему – утрату традиционной тувинской культуры.

Напомню читателям, что газеты в то время находились под жестким контролем партии и обллита, за нарушения в идеологическом содержании материалов авторов серьезно наказывали (от выговора до снятия с должности и исключения из партии).

Важно и то, что в комментарии к статьям редакция призвала читателей к диалогу, пояснив важность публичного обсуждения поднятых актуальных вопросов. Авторы комментария подчеркнули, что, как и некоторые писатели Тувы, например, М. Хадаханэ, они полностью разделяют позицию авторов.

Авторы впервые публично заявили о несоответствии между декларируемыми задачами партии в сфере национальной культуры и сложившейся в Туве практикой.

На конкретных примерах ученые показали, что национальные обычаи и традиции тувинцев забываются. Это тувинские игры (тевек-тевери, кажык-адары, буга-шыдыраа, стрельба из лука, старые виды шахмат), изготовление и игра на традиционных музыкальных инструментах (хомус, игил, чадаган, бызаанчи), народные промыслы (шитье национальной одежды, изготовление домашней утвари, конных принадлежностей), тувинская кухня (курут, далган и др.).

Ученые с тревогой писали: утрачивается то, что отвечало духовным потребностям тувинского народа с самой древности. Подметили разрыв в преемственности передачи традиций, из-за чего, по их словам, подрастающее поколение слушает о тувинских играх, словно в сказке.

Для того, чтобы сохранить самобытную тувинскую культуру и народное мастерство, по мнению ученых, нужно было внести изменения в област­ную политику в сфере культуры. В рамках господствующей концепции национальной культуры, социалистической по содержанию и национальной по форме, они предложили придать новый социалистический смысл национальным играм, определив новые правила и положения. На основе музыкальных тувинских инструментов создать при областном театре национальный оркестр.

Продавать блюда тувинской кухни в столовых, магазинах, людных местах. Неоднократно ученые подчеркивали, что выражают не только свои личные, но и общественные настроения. Об этом говорит даже то, что статьи все-таки вышли, несмотря на цензуру, существовавшую в то время.

Авторы статьи получили «Разгромный ответ «защитникам» тувинской национальной культуры» от первого секретаря обкома КПСС С.К. Тока, поставившего точку в общественном обсуждении темы. В своем ответе он подписался как писатель и разгромил все утверждения ученых, посчитав их проявлением буржуазного национализма.

По его мнению, В.Ч. Очур и Ш.Ч. Сат говорили о возрождении некоторых элементов тувинской культуры и быта, давно забытых народом и отвергнутых самой жизнью, так как «по отношению к вышеуказанным предметам не было принято решение о запрете…».

Он писал, что «араты сами забыли все это», и сейчас, когда наши колхозники живут в светлых, теплых бревенчатых домах, они требуют не национальную обувь (тяжелая, жарко летом, скользкая), а ботинки, бродни, фуфайки, кирзовые сапоги. Вместо национальных музыкальных инструментов у аратов есть другие – гитары, аккордеоны, вместо тувинских игр – волейбол, футбол, игра в городки, легкая и тяжелая атлетика. Эти особенности национальной культуры, о которых с тревогой писали ученые ассоциировались у аратов, по убеждению С.К. Тока, с отсталостью, нищетой и голодом присущих дореволюционной жизни.

Много внимания автор уделил перечислению достижений в развитии тувинской культуры благодаря огромной помощи Коммунистической партии и советского правительства. Он не раз подчеркнул, что основой дальнейшего развития культуры тувинского народа может быть только советская культура. В заключение С.К. Тока язвительно заметил, что если «защитники» тувинской культуры хотят узнать всю правду о жизни Советской Тувы, то им следует 2-3 года поработать в колхозах и селах.

В итоге молодых ученых отправили «набраться ума»: изучать народные обычаи и культуру, а на самом деле в ссылку – Шулуу Сата в Каа-Хемский район, а Владимира Очура в Барун-Хемчик.

Но С.К. Тока не ограничился публичным ответом и ссылкой ученых в районы. Чтобы пресечь развернувшиеся в обществе дискуссии по этому вопросу и подобные случаи в будущем, на заседании обкома партии специально был рассмотрен этот вопрос. Постановили: считать статьи В.Ч. Очура и Ш.Ч. Сата «однобокими, идейно вредными, так как в них они восхваляют все прошлое без разбора, в отрыве от современности, прогрессивности и без учета марксистко-ленин-ского понимания национальной культуры» (ЦАДПОО ЦГА РТ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1033. Л. 7-8). Редактору газеты «Шын» был объявлен строгий выговор. От редакции обком потребовал срочно разъяснить читателям ошибочность статей, опубликованных по этому вопросу.

Владимир Чолдак-оолович Очур не оставил научной работы и в 1960 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Тувинская национально-освободительная революция».

С 1974 года в течение четырех лет она работал доцентом, заведующим кафедрой Кызылского филиала Красноярского политехнического института.

С 1978 года до последних лет жизни работал в ТНИИЯЛИ – старшим научным сотрудником сектора истории, 1979-1981 годах – зав.сектором социологии и в 1984-1994 годах – заведующим рукописным фондом ТНИИЯЛИ. В последней должности он сделал многое для упорядочения и обработки материалов фонда и его пополнения.

Дина Оюн, по информации сборника "Ученые ТИГИ", газеты "Плюс Информ"
Комментарии
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течение 365 дней со дня публикации.
Анонс событий

1) СЕГОДНЯ: new! Круглый стол, посвященный Дню отца «Ада – дээрге чоргаар = Отец – это звучит гордо!». Начало в 14 ч (ул. Ленина, 21, Национальная библиотека им. Пушкина, Кызыл, Тува)

2) ЗАВТРА: День рождения Мэра города Кызыла Карима Байлак-ооловича Сагаан-оола (Кызыл, Тува)

3) ЗАВТРА: День рождения директора Тувинского театра кукол Саяна Монгуш (Кызыл, Тува)

4) ЗАВТРА: ДЕНЬ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ. Консультации юристов, прием граждан. С 11 до 15 часов (В администрациях кожуунов и городов, органах исполнительной власти, Тува)

5) 21.11.2018 - 22.11.2018: new! Отборочный этап Всероссийского открытого кулинарного чемпионата Chef а la Russe с участием поваров из Тувы в рамках крупнейшей международной специализированной выставки продуктов питания «Интерфуд Сибирь» (Новосибирский "Экспоцентр", г. Новосибирск)

6) 22.11.2018: new! 110 лет назад открылась первая школа Тувы в Туране (изначально называлась Туранским сельским одноклассным училищем) (г. Туран, Пий-Хемский кожуун, Тува)

7) 23.11.2018: 93 года со дня рождения Героя Советского Союза, выпускника школы № 1 города Кызыла Михаила Артемьевича Бухтуева (1925-1944) (Тува)

8) 23.11.2018: Фестиваль в стиле Ки-ПОП (корейская "попса") VOGUE K-POP cover dance «FIRE» (Арт-центр "Найысылал", Кызыл, Тува тел.: 6-12-32, 8-913-349-70-64, 8-923-380-44-50)

9) 23.11.2018: День рождения руководителя Центрального государственного архива Республики Тыва Белекмыы Доржуевны Мунге (Кызыл, Тува)

10) 24.11.2018: День рождения известного журналиста, автора газеты "Плюс Информ" Натальи Черноусовой (Кызыл, Тува)

все даты


Самое читаемое

© 2001–2018, Сетевое информационное агентство «Тува-онлайн»
адрес: Республика Тува, Кызыл, ул. Красных партизан, 27, к. 7,
телефон +7 (39422) 30081, email: info@tuvaonline.ru
При перепечатке ссылка на ИА «Тува-Онлайн» с указанием URL: www.tuvaonline.ru обязательна.
Опубликованные материалы и мнения авторов могут не отражать точку зрения редакции.
Цитаты в интернет-изданиях допускаются только с оформлением гиперссылки на «Тува-Онлайн».
12+ Возрастная классификация информационной продукции электронно-периодического издания «Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн» – «12+».
Электронно-периодическое издание "Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн»" основано 15 августа 2001 г.
Зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство Эл №77-6060 от 22 февраля 2002 г.
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100 Яндекс цитирования