Четверг, 5 декабря 2024 г. 14:56 Сделать стартовой | Добавить в избранное | RSS Обратная связь | ENGLISH
ИА «Тува-Онлайн»
» » Масленица: смысл и обычаи
Личный кабинет
Логин:
пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Архив
«    Март 2014    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
Ссылки
электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Масленица: смысл и обычаи

Масленица: смысл и обычаиКаждому из россиян знаком праздник Масленицы. Однако, попытавшись выяснить смысл этого праздника, мы столкнулись с таким множеством различных толкований и точек зрения, что стало совершенно очевидным: истинный смысл праздника во многом утерян, он остался на уровне бытовой привычки. Тем не менее, мы предлагаем нашим читателям ознакомиться с результатами проведённого нами мини исследования.

И начнём с самого старого обычая празднования Масленицы, который пришёл к нам из дохристианских верований наших предков. В те давние времена празднование Масленицы было приурочено к дню весеннего равноденствия и проходило в течение двух дней, каждый из которых имел и сакральную и бытовую составляющие. В первый день праздновалась встреча Богини Весны – Весты. И после того как Веста пришла, вместе с ней уже можно было и провожать Богиню Зимы – Морёну, чучело которой сжигалось на второй день празднования Масленицы. Исторические свидетельства, в частности воспоминания византийского писателя VI века Маврикия Стратега, говорят о том, что славянские роды жили на достаточно большом расстоянии друг от друга. По мере развития межродового общения на годовые празднества, для взаимного обмена товарами, для заключения браков и т.п. члены отдельных родов съезжались в одно место, которое у русских называлось погостом (от слова «гостить», только с XVIII века погостом стали называть кладбище с церковью). В погостах постепенно слагалось своё смешанное население, и они превращались в небольшие города. Таким образом, на бытовом уровне праздник Масленицы означал наступление времени весенних полевых работ, для проведения которых славянские роды разъезжались по отдалённым друг от друга родовым поселениям (хуторам), где и находились до времени празднования урожая. В течение лета только молодое поколение – женихи и невесты – съезжались на празднование Дня Ивана Купалы. В день встречи Весты оглашались имена девушек, которые достигли возраста половой зрелости и теперь уже могли быть просватаны и стать невестами, их и называли весталками. Впрочем, по этому поводу есть и другое мнение: вестами или весталками называли девочек в возрасте от семи лет и до половой зрелости, по достижении которой они могли быть просватаны и стать невестами. При праздновании масленицы и в стародавние времена принято было ходить друг к другу в гости. Прежде всего, ходили в гости к молодым, которые традиционно вступали в брак во время от празднования Дня Урожая до Дня Перуна, и к Масленице уже могли продемонстрировать мир да лад в семье, или его отсутствие. Как и большинство древних праздников, Масленица содержала в себе элементы культового поклонения духам предков, поэтому масленичное угощение включало в себя не только блины, символизировавшие солнце, но и поминальное угощение, которое традиционно включало в себя рыбу. К концу второго дня празднования гуляние стихало, постепенно сформировался обычай в этот вечер просить друг у друга прощения за причинённые обиды, поскольку большинство из празднующих могли встретить друг друга в следующий раз уже только осенью. Впрочем, по некоторым древним календарям Новый год начинался именно после дня весеннего равноденствия, в этом случае такой обычай был обусловлен стремлением вступить в Новый год без груза прошлых обид и неправедных поступков.

 

После принятия Русью христианства Масленица попадает в разряд запрещаемых церковью праздников, однако древнее верование наших предков полностью не было уничтожено, оно органично слилось с Византийским Христианством, придав ему своеобразную форму Православного Христианства. И Масленица трансформировалась в особый народный праздник, содержащий в себе как дохристианские, так и христианские черты. Теперь масленица празднуется в течение целой недели, которая так и называется Масленой неделей, и по времени предшествует Великому посту. И здесь мы сталкиваемся с разделением праздника на две составляющих: бытовую и религиозную.

Собственно в бытовом проявлении в дореволюционный период в России Масленица – это не только масленичная неделя, но и весь период подготовки к Великому посту, который включает в себя "всеёдную" и "рябую" недели. Во время первой постные дни отсутствуют, а во второй чередуются скоромные и постные дни недели. После рябой недели наступает неделя масленичная или сырная, во время которой уже не едят мяса, но все еще употребляют в пищу молочные продукты. Сама по себе масленичная неделя не однородна: если в первые три дня крестьяне еще занимались хозяйственными работами, то с четверга работать запрещалось, т.к. начиналась Широкая Масленица. Таким образом, масленичная неделя состояла из двух половинок – Узкой и Широкой Масленицы. И у каждого дня масленичной недели было своё имя: понедельник – Встреча, вторник – Заигрыши, среда – Лакомка, четверг – Разгул, пятница – Тёщины вечерни, суббота – Золовкины посиделки, воскресенье – Прощёный день. Одно из описаний празднования Масленицы выглядит следующим образом.

На первый день Масленицы справляли встречу Чистой Масленицы – широкой боярыни. В старину дети с утра выходили на улицу строить снежные горы, скороговоркой причитывая: "Звал, позывал чистый семик широкую масленицу к себе в гости на двор. Душа-ль ты моя масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь, приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться". После этих зазываний дети начинали кричать: "Масленица приехала, масленица приехала!" и устраивали кулачные бои в честь приезда дорогой гостьи. Зажиточный люд начинал встречу Масленицы посещением родных. С утра свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости. Тут за круглой чаркой и устанавливалось, когда и где проводить время, кого звать в гости, когда кататься по улицам. К первому дню Масленицы устраивали горы, висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями. Не кататься с гор и на качелях, не потешаться над скоморохами значило в старину – жить в горькой беде, а на старости лет лежать на смертном одре, сидеть калекой без ноги. Богатые люди уже с понедельника начинали печь блины, а бедные – с четверга или пятницы. В старину первый блин отдавался нищей братии на помин усопших, либо его клали на слуховое окошко для душ родителей. Кладя этот блин на окно, приговаривали: "честные наши родители, вот для вашей души блинок". Опару для блинов стряпухи готовили с особыми обрядами. Одни опару готовили из снега, на дворе, когда выйдет месяц, приговаривая: "месяц ты месяц, золотые рожки твои рожки! Взгляни в окошко, подуй на опару". Считалось, что будто бы от этого блины становятся более белыми и рыхлыми. Другие выходили вечером готовить опару на речку, колодец или озеро, когда появятся звезды. Приготовление первой опары держалось в величайшей тайне от всех домашних и посторонних. Малейшая неосторожность стряпухи наводила на хозяйку тоску на всю масленицу.

Во вторник начинались безудержные, веселые и разудалые игры, катания, забавы. На Заигрыши с утра девицы и молодцы ходили в гости – покататься на горах, поесть блинов. В богатых домах к этому дню братья строили во дворах домов горки для сестер, а от дома к дому ходили "позыватки" – люди, через которых хозяева того или иного дома приглашали друзей к себе в гости. Позываток встречали с почетом, угощали блинами и вином, прося кланяться хозяину и хозяйке с детками и всеми домочадцами. Отказ тогда объявлялся общим выражением: "у нас состроены у самих горы и гости прошены". Соседи толковали такие отказы по-своему: "здесь-де начинается разлад и дочку прочат за другого". Вообще, все масленичные забавы и потехи клонились, по сути дела, к сватовству, чтобы после Великого поста играть на Красной горке свадьбу. Гостей принимали-встречали у ворот, у крыльца. После угощения отпускали покататься на горы, где парни высматривали невест, а девицы поглядывали украдкой на суженых.

В среду, на Лакомку, тещи приглашали зятьев на блины, а для забавы зятьев созывали всех родных. А ведь раньше зятьев было не один-два, как в современных семьях, а по пять-десять! Вот и приходилось теще всех привечать и угощать, да так, чтобы ни один в обиде не остался. Так что была Масленица разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка: "хоть с себя все заложи, но масленицу проводи!" Бывало, что в этот день в деревнях устраивались "девичьи съезды": молодые и пожилые женщины в праздничных платьях катались по деревням и селам отдельно от мужчин и распевали веселые песни. А по вечерам пели песни про заботливую тещу, угощающую зятя блинами, разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зятек-то теще спасибо сказал. Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, "сколько раз собака хвостом махнет".

В четверг начинался широкий разгул: катание по улицам, кулачные бои и разные обряды. Например, крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика – балагура и затейника с вином и калачами, а вслед за этим "поездом" с песнями тянулся народ. А еще начинали чучело Масленицы возить и колядовать: наряженные детишки ходили от дома к дому и пели: "Трынцы-Брынцы, пеките блинцы!", выпрашивая, таким образом, себе угощение на праздничный вечер.

В пятницу, на Тещины вечерки, зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями. Приглашения бывали разные: почетные - когда теща со всей своей родней приглашалась к праздничному обеду, или простые – на ужин. Раньше зять должен был вечером лично пригласить тещу, а утром прислать за ней специальных, парадных "позываток". Чем больше оказывалось "званных", тем больше оказывалось теще почестей. Поэтому и говорили, что "у тещи зятек – любимый сынок".

В субботу, на Золовкины посиделки (золовка – сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовки были еще не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Если же сестры мужа уже были замужем, то невестка приглашала родню замужнюю. Новобрачная невестка должна была одарить своих золовок подарками.

В последний день Масленицы все друг у друга просили прощения, новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тещу, сватов и дружек за свадебные подарки. Ездили также одаривать кума с кумой: считалось, что самый почетный подарок для кума – полотенце, для кумы – кусок мыла. В воскресенье сжигали чучело, как символ зимы, которая закончилась. А пепел развевали над полями – «на богатый урожай». В деревнях жгли костры, но не обычные – из хвороста да поленьев, а из соломы да старых вещей. Бросали в костер все, что в новом году уже не понадобится, чтобы освободиться от всего ненужного. В городах же костры разводили с другой целью – растопить ледяные горы, чтобы уничтожить последнее проявление зимы – холод и лед. Вечером между родными и близкими происходило Прощение: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и родные. Таким образом, люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и подходили к наступлению весны, а поскольку подавляющее большинство населения России приняло христианство, то и к Великому посту, с чистым сердцем и лёгкой душой.

Что касается религиозной составляющей Масленицы, имеющей отношение к Русской православной (христианской) церкви, для которой Масленица является подготовительной неделей к Великому посту и носит название сырной седмицы, то она имеет следующее содержание. её предназначение – помочь верующим подготовиться к длительному пути поста, для которого особенно необходимы внутренняя и внешняя собранность мыслей и действий человека. В это время Устав уже предписывает воздерживаться от употребления мяса, но разрешается вкушать молоко, сыр, масло и яйца. В русской церковной традиции человек, ощущая весеннее возрождение природы, подвигается на изменения своей внутренней духовной жизни для встречи главного христианского праздника – Светлого Христова Воскресения. Для человека, любящего храм Божий, Масленица пронизана размышлениями о Страшном суде Христовом (напоминание о нем звучит в воскресенье, предшествующее началу сырной седмицы). Стало быть, земное веселье в эти дни у православных христиан умеряется церковной службой, а сама Масленица никак не становится временем чревоугодия. В храмах уже в масленичную среду начинают читать покаянную молитву великого восточного подвижника IV века – преподобного Ефрема Сирина, сопровождающуюся земными поклонами: Господи и Владыко живота моего. В ней христиане просят Господа удалить от них дух праздности, уныния, любоначалия (любви к власти) и празднословия, и даровать им дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви. Сырную седмицу завершает Прощеное воскресенье. В этот день в храмах совершается Чин прощения: после воскресной вечерни, когда священнослужители уже переоблачились в черные покаянные одежды, верующие и духовенство испрашивают друг у друга прощения с тем, чтобы с мирной совестью принять на себя подвиг поста.

Один и тот же праздник даже в такой маленькой статье предстал перед нами в трёх различных ипостасях. И каждый, кто будет его праздновать, увидит в нём то, что ему близко и понятно. Мы поздравляем всех друзей и читателей нашего журнала с Масленицей и желаем не только весело провести этот праздник, но и закончить его в светлом настроении и с мирной совестью.

По информации сети Интернет
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течение 365 дней со дня публикации.
Анонс событий

1) В ЭТИ ДНИ: new! Республиканский форум "Доброволец Года-2024" (Дворец молодежи, Кызыл, Тува)

2) СЕГОДНЯ: new! Международный день добровольца

3) ЗАВТРА: new! Торжественное собрание, посвященное 30-летию со дня создания Управления Федерального казначейства по Республике Тыва. Начало в 11 ч (Центр культурного развития, Кызыл, Тува)

4) 07.12.2024: Республиканский конкурс среди мультиинструменталистов-хоомейжи «ХӨӨМЕЙИМНИ – ХӨГЖҮМҮМНҮ» на призы Народного хоомейжи, Заслуженной артистки Республики Тыва Чодуры Тумат (Кызыл, Тува)

5) 07.12.2024: new! День рождения Рената Васильевича Кужугета, директора Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов СО РАН (Кызыл, Тува)

6) 09.12.2024: ДЕНЬ ГЕРОЕВ ОТЕЧЕСТВА

7) 12.12.2024: День Конституции Российской Федерации

8) 13.12.2024: 95 лет (1929-2006) со дня рождения Кызыл-Эника Кыргысовича Кудажи, народного писателя Тувы, награжденного Орденом Республики Тыва, был председателем правления Союза писателей Тувинской АССР (1980-1989 гг.), редактором отдела прозы журнала «Улуг-Хем» (Тува)

9) 18.12.2024: 100 лет (1924) со дня организации Тувинского Центрального кооператива (Тувинценкоопа), Тувинской потребительской кооперации (ныне Совет Союза потребительских обществ Республики Тыва) (Тува)

10) 18.12.2024: new! Сольный концерт одного из ведущих танцоров Тувы, талантливого хореонрафа, экспериментатора, певца Алдын-оола Болитика. Начало в 19 ч (Дом народного творчества им. С.Б.Пюрбю, Кызыл, Тува тел.: ±79133531933)

все даты


Самое читаемое

© 2001–2024, Сетевое информационное агентство «Тува-онлайн»
адрес редакции: 667010, Республика Тува, г. Кызыл, ул. Калинина, д. 10, к. 66,
email редакции: info@tuvaonline.ru
При перепечатке ссылка на СИА «Тува-Онлайн» с указанием URL: www.tuvaonline.ru обязательна.
Опубликованные материалы и мнения авторов могут не отражать точку зрения редакции.
Цитаты в интернет-изданиях допускаются только с оформлением гиперссылки на «Тува-Онлайн».
12+ Возрастная классификация информационной продукции электронного периодического издания «Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн» – «12+».
Электронное периодическое издание "Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн»" основано 15 августа 2001 г.
Зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство Эл №77-6060 от 22 февраля 2002 г.
Top.Mail.Ru
Яндекс цитирования