Понедельник, 20 мая 2024 г. 12:47 Сделать стартовой | Добавить в избранное | RSS Обратная связь | ENGLISH
ИА «Тува-Онлайн»
» » ЧЕЛОВЕК ТРУДА. Оксана Алдын-оол. Волшебница с иголкой
Личный кабинет
Логин:
пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Архив
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Ссылки
электронный журнал "Новые исследования Тувы"

ЧЕЛОВЕК ТРУДА. Оксана Алдын-оол. Волшебница с иголкой

ЧЕЛОВЕК ТРУДА. Оксана Алдын-оол. Волшебница с иголкой Их никогда не видно на сцене, не встретишь их имён и на театральных афишах. Между тем, без золотых рук этих мастериц театр для большинства зрителей потеряет свою пленительность. Мы говорим о сотрудницах пошивочного цеха Национального музыкально-драматического театра им. В. Кок-оола.

Руководит волшебством превращения обычных отрезов ткани в невероятные костюмы Оксана Чаш-ооловна Алдын-оол. Из-под её швейной машины вышли сотни костюмов самых разных эпох. А началось всё с самого первого платья, сшитого для мамы.

Анкета мастерицы:

Родилась в посёлке Арыг-Узуу Улуг-Хемского района 9 апреля 1972 года.

Образование: закройщик легкого платья (Профессиональное техническое училище № 11 г. Кызыла).  

Места работы: ателье «Чечек»;  государственное ателье «Ужук», обслуживавшее организации культуры республики; частное ателье «Марглен»; Кызылская шубная фабрика; театр танца и костюма "Эдегей”.

ЧЕЛОВЕК ТРУДА. Оксана Алдын-оол. Волшебница с иголкой С 2012 года модельер театральных костюмов Тувинского музыкально-драматического театра имени В. Кок-оола.

Награды:

2015 год – Диплом III степени в номинации «Современный национальный костюм»  I Республиканского конкурса дизайнеров, портных, мастеров-изготовителей аксессуаров и дополнений, мастеров-изготовителей кукол «Art-Стиль».

Пошивочный цех по итогам 79-го, 81-го, 82-го, 83-го театральных сезонов, удостоен Дипломами «Лучший производственный цех» Национального музыкально-драматического театра им. В. Кок-оола.

Советский family look в тувинской глубинке

Дочь потомственных животноводов Оксана с детства видела, как бабушка с мамой обрабатывали шкуры и шили из них тоны и безрукавки. Но в первую очередь юная мастерица научилась вязать. Это заслуга бабушки Светланы Шаравиевны Хоюгбан. В седьмом классе юная Оксана сшила первую серьёзную вещь – платье для мамы. «Я помню, что оно было из очень красивого ситца с красными цветами. Тогда ведь не было дорогих технологичных тканей, как сейчас. Не помню, насколько качественно я сшила то платье, но маме понравилось», - вспоминает мастерица.

Это была середина 80-ых годов. В Советском Союзе ещё не знали таких понятий, как fashion, look, street style, но в семье Оксаны уже активно одевались в стиле family look. Одинаковые платья мамы и дочки восхищали всех односельчан.

Мечты сбываются

В 1992 году в Профессиональном училище № 11 открылась «Национальная группа». Преподавателем была Елена Олеговна Сундуй. Первые студентки того курса учились азам пошива национального костюма. Это было время, когда Союз только развалился, и в Туве начали развивать подзабытую за советское время национальную культуру.

ЧЕЛОВЕК ТРУДА. Оксана Алдын-оол. Волшебница с иголкой После окончания училища уже дипломированная швея работала в разных ателье Кызыла, в театре танца и костюма «Эдегей». Потом родился ребенок, и Оксана Чаш-ооловна полностью посвятила себя семье.

 «Я всегда любила театр и мечтала работать здесь. Сидя в декрете, я увидела объявление о наборе в пошивочный цех театра. Но почему-то долго не могла решиться, боялась, не знаю чего. Прошло какое-то время, и я узнала, что вакансия до сих пор открыта. Я поняла, что это место ждёт меня, и сразу устроилась на работу»,- начала свой рассказ Оксана Чаш-ооловна.  

В швейный цех новую сотрудницу приняли с удовольствием. Солидный опыт работы не просто в ателье, а в театре танца и костюма, – отличная рекомендация. Оксана Чаш-ооловна с первого дня влилась в рабочий процесс.

"Шить для сцены и для повседневной жизни – совершенно разные вещи. Сценический костюм должен быть продуман до мелочей. Он должен быть удобным, из тянущейся качественной ткани, при этом красивым. То есть сначала нужно учесть все нюансы, семь раз отмерить и только потом один раз отрезать.  Я больше люблю шить для наших актрис, потому что женский костюм всё же красивее, фантазийнее, больше украшений”, - говорит мастерица.

Единственная проблема, которая возникает перед пошивочным цехом театра, - отсуствие выбора в местных магазинах. Заказы в интернете не всегда спасают, приходится ждать доставку. А театр, как известно, искусство сиюминутное. Иногда нужно уложиться в максимально короткие сроки.

"Бывают такие случаи, когда цвет ткани идеален, но совсем не подходит фактура материала. Прочёсываем все магазины города. Буквально роемся в их ассортименте, чтобы найти подходяющую ткань. Ведь швейный цех ориентируется на эскиз театрального художника. Материалы подбираются в зависимости от эпохи, в которой происходит действие спектакля. В последнее время часто используем костюмные ткани. Например, костюмы спектакля "Артып каар мен” (Останусь) созданы с учётом всех физиологических особенностей актёров. Материал подбирался как для костюмов спортсменов на Олимпиаду. Ведь актёры в этой постановке изображают собак, которые очень подвижны: бегают, прыгают и даже ползают”, - рассказала Оксана Алдын-оол.

Интересной была работа над костюмами для спектакля "Кориолан”. Заказали джинсовую ткань у поставщиков в Новосибирске. Но особенно Оксане Чаш-ооловне запомнилась одна из её первых работ в театре – костюм Генри Перкинса в спектакле «Акша, акша, акша…» (Деньги, деньги, деньги...). Это фиолетовая рубашка и бежевый костюм в тон общему цветовому оформлению спектакля. Роль исполнил Народный артист республики Виктор Наксыл.

Театр – искусство коллективное

Сценический костюм должен быть не только удобным для актёра, но и красивым, видным со сцены. При этом учитывается телосложение артиста. Хороши яркие цвета – оттенки зелёного, красного. Актёра должно быть видно с самого последнего ряда. Тут подключаются осветители. Любой цвет, любая ткань выигрышно смотрится при хорошем освещении.

То, каким должен быть костюм, сотрудницам пошивочного цеха объясняет художник и режиссёр спектакля. Для полного погружения в атмсоферу постановки читают и сценарии. "Может случиться так, что костюм уже готов, а актёр меняется. Нужно перешивать. Или персонажа совсем убирают из постановки. Нашу работу оценивают все – начиная от художника и режиссёра, потом идут сами актёры, на сдаче спектакля нашу работу оценивает члены художественного совета театра. И только в самом конце костюмы видит зритель. Поэтому ответственность у нас огромная!” – делится Оксана Чаш-ооловна.

ЧЕЛОВЕК ТРУДА. Оксана Алдын-оол. Волшебница с иголкой Кстати, на все репетиции и особенно прогон и сдачу спектаклей, швейный цех ходит наравне с актёрской труппой. Нужно отследить хорошо ли сидит костюм, не мешает ли движениям актёра, как он смотрится в ансамбле с другими образами.

"Для меня театр – не просто работа. Я любила ходить на спектакли ещё до того, как начала здесь работать, не пропускала ни одной премьеры. Помню, что в какой-то период спектакли показывали поздно вечером. С тех времён запомнилась постановка "Улаарай бер” с Александром Салчаком и Саяном Монгушем. Ещё один спектакль, который всей душой любим нашим цехом, - "Тос чадырдан унгеш”. Очень жаль, что его убрали из репертуара”, - сетует Оксана Чаш-ооловна.

Как и режиссёры, создавшие постановку, театральные мастерицы очень переживают, когда спектакль снимают с репетуара. "Это результат нашего нелёгкого труда, поэтому мы всегда переживаем за каждый спектакль. Я думаю, такие же чувства и у наших коллег из других цехов – столярного, бутафорского, реквизиторского”.   

Работа швеи, на первый взгляд, не так интересна. Целыми днями сидеть за швейной машинкой – где тут творчество? Но каждый новый спектакль для мастериц – это своеобразная машина веремени, на которой можно попасть в любую эпоху. Помогают и экранизации произведений, по которым ставятся спектакли.

"Профессия накладывает свой отпечаток, поэтому любые недостатки в одежде бросаются в глаза. Я понимаю, что многие наши зрители приезжают из районов и зачастую просто некогда и негде переодеться. Но всё же попрошу любителей театрального искусства подготовиться к посещению нашего храма искусства. Для вас работает целая театральная команда. Мы стараемся, чтобы каждый зритель уходил из театра поражённым красотой искусства”, - просит Оксана Алдын-оол.

В эти дни пошивочный цех Национального театра начнёт подготовку к новому спектаклю "Свадьба кочевников”. Актёров ждут невероятные перевоплощения. Каким будет решение режиссёра, кто исполнит главные роли и как с этим справятся швеи Национального театра, зрители увидят в новом 84-ом театральном сезоне.

Общее фото цеха: Ондар Лилия Маадыр-ооловна, Дулуш Азиана Михайловна, Чалбаакай Юлия Семёновна, Алдын-оол Оксана Чаш-ооловна.

Ай-Суу Белек-оол
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течение 365 дней со дня публикации.
Анонс событий

1) ЗАВТРА: День полярника

2) 24.05.2024: Показ музыкального спектакля «Алые паруса» по пьесе «Ассоль» Национального музыкально-драматического театра им. В.Кок-оола (Национальный музыкально-драматический театр им. В.Кок-оола, Кызыл, Тува)

3) 26.05.2024: День российского предпринимательства

4) 27.05.2024: Общероссийский день библиотек

5) 27.05.2024: ДЕНЬ ПОГРАНИЧНИКА

6) 29.05.2024: 95 лет (1929-2003) со дня рождения Валерия Севилбаевича Шаравии, поэта, журналиста, главного редактора газеты «Шын» (1971-1989 гг.) заслуженного работника Республики Тыва (Тува)

7) 31.05.2024: День российской адвокатуры

8) 01.06.2024: 110 лет (1914-1971) со дня рождения Александра Чаш-ооловича Тамба-Сюрюна, тувинского писателя (Тува)

9) 01.06.2024: 75 лет (1949-1998) со дня рождения Карыма Шыыраповича Тулуша, прозаика (Тува)

10) 14.06.2024 - 22.06.2024: ШАХМАТНЫЙ ТУРНИР «ЦЕНТР АЗИИ» в рамках фестиваля «Интеллектуалы Сибири». Этап Детского Кубка России (Кызыл, Тува)

все даты



© 2001–2024, Сетевое информационное агентство «Тува-онлайн»
адрес редакции: 667010, Республика Тува, г. Кызыл, ул. Калинина, д. 10, к. 66,
email редакции: info@tuvaonline.ru
При перепечатке ссылка на СИА «Тува-Онлайн» с указанием URL: www.tuvaonline.ru обязательна.
Опубликованные материалы и мнения авторов могут не отражать точку зрения редакции.
Цитаты в интернет-изданиях допускаются только с оформлением гиперссылки на «Тува-Онлайн».
12+ Возрастная классификация информационной продукции электронного периодического издания «Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн» – «12+».
Электронное периодическое издание "Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн»" основано 15 августа 2001 г.
Зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство Эл №77-6060 от 22 февраля 2002 г.
Top.Mail.Ru
Яндекс цитирования