Татьяна Балдан: Республике нужен оркестр!

   Идегел Тумат, Эне-Сай
18 ноября 2019 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2019/11/18/tatyana-baldan-respublike-nuzhen-orkestr.html

Татьяна Балдан: Республике нужен оркестр!Созданию тувинского оркестра национальных инструментов посвятила всю свою жизнь Татьяна Туматовна Балдан (1951-1998). Сегодня исполняется 68 лет со дня ее рождения.
«Нам было по 15-16 лет, когда мы пришли учиться в училище искусств, – вспоминает Заслуженный артист Республики Тыва, Народный хоомейжи Республики Тыва Андрей Монгуш. – Татьяна Туматовна наш главный учитель, которая дала нам счастливый билет в мир искусства. Нам очень повезло начать профессиональную деятельность под ее руководством. Она горячо и всем сердцем любила народную музыку, национальные инструменты, обычаи наших предков и традиции шаманизма. Не удивительно, что эти самые чувства были переданы и заложены в нас». 
В 1988-1989 годах педагог ГПТУ-4 города Кызыла Татьяна Балдан вместе с мастером национальных музыкальных Татьяна Балдан: Республике нужен оркестр!инструментов Балданом Чимитовичем Гамбоевым начали собирать вокруг себя молодых людей, которые обучались на столяров, маляров и крановщиков. Людей, которые совершенно не были знакомы с нотами, но любили музыку. Они собрали их в училище, дали в руки инструменты и начали обучать нотной грамоте.
«Вначале она создала специальный язык, рисовала треугольники, квадраты, какие-то знаки, цифры, чтобы научить их понимать и отличать ноты. И ведь научила. Сейчас не могу понять, как это было возможно. Это был первый оркестр тувинских национальных инструментов, который впервые представил Туву на фестивалях в Абакане и Улан-Удэ. Потом они поехали на фестиваль оркестров в город Горький, где стали обладателями Гран-при! Представляете! Композиторы и музыканты были в шоке, когда увидели их «ноты», придуманные Татьяной Татьяна Балдан: Республике нужен оркестр!Туматовной. У нее было огромное желание сделать из молодых инструменталистов настоящих виртуозов игры на игиле, дошпулууре, бызаанчы», - рассказывает Андрей Монгуш. 
В 1991 году директор Кызылского училища искусств Виктор Нагорный на свой страх и риск открыл отделение тувинских национальных инструментов. Такого еще не было ни в одном регионе страны. Чтобы открыть национальное отделение, руководство училища должно было представить методику преподавания.
Тогда в экспериментальной мастерской Татьяна Туматовна и Балдан Чимитович решили модернизировать национальные инструменты. Они взяли виолончель, переделали шейку инструмента резной головкой в виде головы лошади. Татьяна Туматовна взяла методику преподавания виолончели, внесла небольшие коррективы и в итоге защитилась.
«Когда я только пришел учиться, нам дали игил с четырьмя струнами. Мы были удивлены. Несмотря на то, что у Татьяна Балдан: Республике нужен оркестр!нас не было собственных инструментов, мы знали, что игил двухструнный. Оказалось, что это был не традиционный, а модернизированный игил, который был создан для того, чтобы открыть отделение тувинских национальных инструментов. Первое время мы играли на этих четырехструнных инструментах, но в мыслях понимали, как в итоге композиция должна звучать на игиле», - вспоминает Андрей Монгуш. 
В том, что в Кызылском училище искусств родилось отделение тувинских национальных инструментов, большая заслуга Татьяны Балдан. Ведь она открывала это отделение только с одной целью, чтобы в дальнейшем создать первый Тувинский национальный оркестр. 


© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.