Понедельник, 29 сентября 2025 г. 03:19 Сделать стартовой | Добавить в избранное | RSS Обратная связь | ENGLISH
ИА «Тува-Онлайн»
» » » О символике ножа в тувинской культуре
Личный кабинет
Логин:
пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Архив
«    Сентябрь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Ссылки
электронный журнал "Новые исследования Тувы"

О символике ножа в тувинской культуре

О символике ножа в тувинской культуреТувинская культура, сформированная в условиях кочевого скотоводства и уникального географического положения в центре Азии, обладает богатым и сложным символическим языком. Одним из его центральных элементов является нож – предмет, далеко выходящий за рамки своего утилитарного назначения. История тувинского ножа уходит корнями в эпоху кочевых племен, таких как скифы, хунну, древние тюрки, которые сыграли важную роль в этногенезе тувинского народа. Его обнаружение в погребениях скифских и древнетюркских времён свидетельствует о вере в его необходимость в загробной жизни «соңгу назын».

Нож бижек (др.тюрк. – bi¢ák) для тувинцев-кочевников являлся инструментом, используемым во всех сферах жизни: от приготовления пищи и забоя скота до охоты и изготовления различных предметов. Помимо практического применения, нож также служил элементом украшения мужчины и показателем его социального статуса.

Как отмечал С. И. Вайнштейн, инженер Черневич, работавший в Туве в 1911 г., в своих записках упоминал, что: «…женщины украшают себя «браслетами, перстнями и серьгами – серебряными и медными. Предметами мужского щегольства являются подвешиваемые к поясу ножи, трубки, кресала с металлическим орнаментом, вышитый кисет с табаком». У тувинцев существовало несколько видов ножей, которые различались по размеру, функциям, качеству изготовления и отделке. В. К. Даржа выделял такие виды, как «кош бижек», включавший гарнитур из большого ножа («улуг бижек»), малого ножа («кестик») и шила («шивегей»). Большой нож использовался как универсальное орудие для забоя скота, в качестве легкого топора или мачете, а малый нож применялся для бритья, снятия шкурок, кастрации животных, шорных работ и даже во время еды. Состоятельные тувинцы украшали рукояти ножей серебром, такие ножи назывались «каас бижек».

Правила ношения

В традиционном тувинском обществе правила ношения ножа у тувинцев регулировались правилами и нормами. Мужчины прикрепляли к поясу (кур) огниво (оттук), которое подвешивалось на ремне с пряжкой (дерги). На другом ремне к поясу крепились ножны (хын) с ножом (бижек), также снабженные металлической пряжкой. В отличие от огнива, нож в ножнах не свисал свободно, а закладывался за пояс. Кроме того, за пояс или за голенище сапога мужчины часто помещали трубку, а кисет с табаком и приспособление для чистки трубки хранили за пазухой. Женщины, в свою очередь, подвешивали к поясу с правой стороны небольшой нож (кестик) в ножнах, предназначенный для разрезания шкур.

Важным социальным жестом, демонстрировавшим мирные намерения, было вытаскивание ножа из-за пояса при входе в чужую юрту, чтобы он висел на цепочке. Человека, отказывавшегося вытаскивать нож из-за пояса, называли «кара бодап алган кижи», то есть «человек с плохими намерениями».

Орудие клятвы и атрибут защиты

Нож занимал важное место в проведении обрядов, исполнении традиционных обычаев и ритуалов у тувинцев. Как указывает М. Б. Кенин-Лопсан, нож у тувинцев именовался также «орудием клятвы» – «даңгырак чепсээ». Исследователь Г. Н. Потанин описал обряд, практиковавшийся тувинцами в конце XIX в., в ходе которого участники произносили клятву «…те, кто выполнял обряд давали клятву «ай, хүн көрүп тур» - «видят солнце и луна», при этом лижут конец ружья, лезвие ножа «доңгурак», пьют воду, в которую положен череп медведя со словами «как я пью эту воду, так пусть съест меня медведь» если нарушу клятву».

О символике ножа в тувинской культуреВ тувинском шаманизме нож также играл значительную роль, выступая как атрибут защиты и оружие. Согласно данным С. И. Вайнштейна, шаманка Дежит Тожу применяла различные железные инструменты, включая пику, нож, лопату, пилу, топор, скребок, косу и сверло, для борьбы со злыми духами. Без этих орудий, как отмечается, было невозможно одержать победу над нечистой силой.

В отношении ножа существовали строгие сакральные запреты и предписания. М. Б. Кенин-Лопсан отмечает, что «…запрещалось дарить нож – может произойти беда; нельзя направлять в сторону очага лезвие ножа – дух огня рассердится; золу рыть кончиком ножа – дети заболеют; замахиваться ножом в сторону человека – смерть произойдет с кем-нибудь; нельзя вытаскивать ночью нож из ножен – черти в юрту войдут». Если муж уезжал на ночь, его жена должна была положить на кровать нож, так как считалось, что душа хозяина юрты связана с его ножом, и таким образом он символически оставался рядом с ней. Кроме того, нож использовался тувинцами в качестве инструмента для очищения энергетики и лечения человека, что осуществлялось через специальный обряд заговаривания – домнаар.

К сожалению, в современном тувинском обществе нож нередко становится орудием преступлений и убийств. В традиционном тувинском обществе жизнь человека рассматривалась как сакральный дар, что формировало особую моральную и этическую ответственность по отношению к каждому индивиду. Дореволюционные исследователи отмечали, что тувинцы крайне бережно относились к человеческой жизни, и случаи насилия вызывали резкое осуждение общества, а виновный становился изгоем. Это подтверждается и тем, что в системе наказаний и пыток «Тос эрии», применявшейся тувинскими правителями и чиновниками, отсутствовала возможность применения смертной казни. Лишь в городе Улястай, на высшем уровне власти, где находился цзянь-цзюнь (генерал-губернатор), смертная казнь могла быть применена за особо тяжкие преступления. Например, именно там были обезглавлены участники «Восстания 60-ти богатырей» (1883-1885 гг.).

Нож как сакральный объект

Согласно сообщению тувинского этнографа Донгак С. Ч., нож в традиционной культуре тувинцев был не просто инструментом труда, но и сакральным объектом, наделенным особым значением. К нему, особенно со стороны мужчин, относились почти как к живому существу или предмету, обладающему «памятью». Это подтверждается ритуалами, такими как «бижек оожургадыр» («успокоение ножа»), когда нож, использовавшийся для оскопления животных (мал актаар), заворачивали в белую ткань или войлок на 3–7 дней до и после процедуры. Его помещали в недоступное место, а по истечении срока хозяин окуривал нож можжевельником, символически извиняясь и произнося «успокоительные» слова. После использования ножа в хозяйстве по назначению, его обязательно убирали в посудный ящик или ножны, острие ножа не должно было быть повернуто вверх, т.е. в сторону Неба.

По представлениям тувинцев нож – это острый предмет, он может начать «действовать», поэтому он должен находиться в спокойном состоянии. Такое уважительное отношение к острым предметам современная молодежь должна знать и следовать им: не носить без надобности нож, потому что, вытащив его в ненужный момент, человек может не только нанести вред другому, но и навсегда испортить свою жизнь [Материалы Круглого стола, 2025].

Таким образом, в традиционном тувинском обществе существовали многочисленные приметы и поверья, связанные с ножом, которые требовали строгого соблюдения. В дальнейшем необходимо возрождать традиционный культ ножа в тувинской культуре, который включает не только уважение к нему как к инструменту, но и признание его сакрального значения. Нож следует рассматривать как особый предмет, требующий определённых норм обращения и почитания.

Артыш Монгуш, газета "Тувинская правда", фото газеты "Тувинская правда"
Информация
Вы можете оставить комментарий к новости, если зарегистрируетесь.
Анонс событий

1) СТАРТУЕТ ЗАВТРА: Межрегиональная научно-практическая конференция «Преподавание родных языков народов Сибири и Дальнего Востока: теория, практика, перспективы» (Кызыл, Республика Тыва)

2) 01.10.2025: День пожилых людей (Россия)

3) 01.10.2025: 100 лет (1925) назад при помощи Советского Союза построена первая электростанция в г. Кызыле (ныне в здании бывшей электростанции – ул. Ленина, 27 – находится отдел литературы по искусству и спорту Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина). (Кызыл, Тува)

4) 01.10.2025: 100 лет (1925-1996) СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЛАДИМИРА АНДРЕЕВИЧА ДУБРОВСКОГО, ИСТОРИКА, АРХИВИСТА, РАСКРЫВШЕГО ИСТОРИЮ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА В ЦЕНТРЕ АЗИИ (Тува)

5) 01.10.2025: 80 лет (1945) назад в соответствии с постановлением Правительства РСФСР был образован Тувинский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории на базе Ученого комитета ТНР (ныне Тувинский институт гуманитарных исследований). (Тува)

6) 01.10.2025: 80 лет (1945) назад открыто Кызылское педагогическое училище (ныне Кызылский педагогический колледж) (Тува)

7) 07.10.2025: 130 лет (1895-1939) со дня рождения Якова Сидоровича Чугунова, участника гражданской войны, секретаря райбюро РКП(б) в Туве, проработавшего в Туве с 1921 г. по 1925 г, одного из ключевых руководителей русской самоуправляющейся колонии в Туве (Тува)

8) 07.10.2025: 100 лет (1925-2003) со дня рождения Ивана Матвеевича Путинцева, известного таксидермиста Сибири и Дальнего Востока, заслуженного работника культуры Республики Тува. (Тува)

9) 10.10.2025: 95 лет (1930-1994) со дня рождения Ивана Чамзоевича Салчака, заслуженного художника Республики Тува, графика (Тува)

10) 11.10.2025: 81 год назад Тувинская Народная Республика добровольно вошла состав Советского Союза (Москва-Тува)

все даты



© 2001–2025, Сетевое информационное агентство «Тува-онлайн»
адрес редакции: 667010, Республика Тува, г. Кызыл, ул. Калинина, д. 10, к. 66,
email редакции: info@tuvaonline.ru
При перепечатке ссылка на СИА «Тува-Онлайн» с указанием URL: www.tuvaonline.ru обязательна.
Опубликованные материалы и мнения авторов могут не отражать точку зрения редакции.
Цитаты в интернет-изданиях допускаются только с оформлением гиперссылки на «Тува-Онлайн».
12+ Возрастная классификация информационной продукции электронного периодического издания «Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн» – «12+».
Электронное периодическое издание "Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн»" основано 15 августа 2001 г.
Зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство Эл №77-6060 от 22 февраля 2002 г.
Top.Mail.Ru
Яндекс цитирования