Пятница, 29 марта 2024 г. 02:13 Сделать стартовой | Добавить в избранное | RSS Обратная связь | ENGLISH
ИА «Тува-Онлайн»
» » » Исполняется 95 лет со дня рождения первого профессора Тувы
Личный кабинет
Логин:
пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Архив
«    Сентябрь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 
Ссылки
электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Исполняется 95 лет со дня рождения первого профессора Тувы

Исполняется 95 лет со дня рождения первого профессора Тувы Сегодня, 15 сентября, исполняется 95 лет со дня рождения известного ученого-языковеда, первого тувинского профессора, доктора филологических наук Шулуу Чыргал-ооловича Сата (1926-1992). Его трудовая деятельность тесно связана с ТНИИЯЛИ (ныне ТИГИ) и Кызылским пед­институтом (ТувГУ). Он автор свыше 100 научных публикаций, в том числе ряда учебников и монографий.

Всю свою жизнь он вел активную просветительскую общественную деятельность, регулярно выступал на страницах газет. Немало педагогов, журналистов, писателей и ученых Тувы считают его своим учителем, вспоминают о нем с теплом и благодарностью. Я не знала его лично, но прониклась к нему глубоким уважением, когда, работая с архивными документами и старыми подшивками газет, узнала некоторые страницы его биографии.

Шулуу Сат и Владимир Очур, будучи молодыми сотрудниками ТНИИЯЛИ в 1956 г. опубликовали статьи в газете «Шын». В них они подняли запретную для обсуждения тему – утрату традиционной тувинской культуры. Напомню читателям, что газеты в то время находились под жестким контролем партии и обллита, за нарушения в идеологическом содержании материалов авторов серьезно наказывали (от выговора до снятия с должности и исключения из партии).

Важно и то, что в комментарии к статьям редакция призвала читателей к диалогу, пояснив важность публичного обсуждения поднятых актуальных вопросов. Авторы комментария подчеркнули, что, как и некоторые писатели Тувы, например, М. Хадаханэ, они полностью разделяют позицию авторов.

Авторы впервые публично заявили о несоответствии между декларируемыми задачами партии в сфере национальной культуры и сложившейся в Туве практикой. На конкретных примерах ученые показали, что национальные обычаи и традиции тувинцев забываются. Это тувинские игры (тевек-тевери, кажык-адары, буга-шыдыраа, стрельба из лука, старые виды шахмат), изготовление и игра на традиционных музыкальных инструментах (хомус, игил, чадаган, бызаанчи), народные промыслы (шитье национальной одежды, изготовление домашней утвари, конных принадлежностей), тувинская кухня (курут, далган и др.). Ученые с тревогой писали: утрачивается то, что отвечало духовным потребностям тувинского народа с самой древности. Ш.Ч. Сат подметил разрыв в преемственности передачи традиций, из-за чего, по его словам, подрастающее поколение слушает о тувинских играх, словно в сказке.

Для того, чтобы сохранить самобытную тувинскую культуру и народное мастерство, по мнению ученых, нужно было внести изменения в област­ную политику в сфере культуры. В рамках господствующей концепции национальной культуры, социалистической по содержанию и национальной по форме, они предложили придать новый социалистический смысл национальным играм, определив новые правила и положения. На основе музыкальных тувинских инструментов создать при областном театре национальный оркестр. Продавать блюда тувинской кухни в столовых, магазинах, людных местах. Неоднократно ученые подчеркивали, что выражают не только свои личные, но и общественные настроения. Об этом говорит даже то, что статьи все-таки вышли, несмотря на цензуру, существовавшую в то время.

Авторы статей получили «Разгромный ответ «защитникам» тувинской национальной культуры» от первого секретаря обкома КПСС С.К. Тока, поставившего точку в общественном обсуждении темы. В своем ответе он подписался как писатель и разгромил все утверждения ученых, посчитав их проявлением буржуазного национализма. По его мнению, В.Ч. Очур и Ш.Ч. Сат говорили о возрождении некоторых элементов тувинской культуры и быта, давно забытых народом и отвергнутых самой жизнью, так как «по отношению к вышеуказанным предметам не было принято решение о запрете…». Он писал, что «араты сами забыли все это», и сейчас, когда наши колхозники живут в светлых, теплых бревенчатых домах, они требуют не национальную обувь (тяжелая, жарко летом, скользкая), а ботинки, бродни, фуфайки, кирзовые сапоги. Вместо национальных музыкальных инструментов у аратов есть другие – гитары, аккордеоны, вместо тувинских игр – волейбол, футбол, игра в городки, легкая и тяжелая атлетика. Эти особенности национальной культуры, о которых с тревогой писали ученые ассоциировались у аратов, по убеждению С.К. Тока, с отсталостью, нищетой и голодом присущих дореволюционной жизни.

Много внимания автор уделил перечислению достижений в развитии тувинской культуры благодаря огромной помощи Коммунистической партии и советского правительства. Он не раз подчеркнул, что основой дальнейшего развития культуры тувинского народа может быть только советская культура. В заключение С.К. Тока язвительно заметил, что если «защитники» тувинской культуры хотят узнать всю правду о жизни Советской Тувы, то им следует 2-3 года поработать в колхозах и селах.

В итоге молодых ученых отправили «набраться ума»: изучать народные обычаи и культуру, а на самом деле в ссылку – Шулуу Сата в Каа-Хемский район, а Владимира Очура в Барун-Хемчик. Но С.К. Тока не ограничился публичным ответом и ссылкой ученых в районы. Чтобы пресечь развернувшиеся в обществе дискуссии по этому вопросу и подобные случаи в будущем, на заседании обкома партии специально был рассмотрен этот вопрос. Постановили: считать статьи В.Ч. Очура и Ш.Ч. Сата «однобокими, идейно вредными, так как в них они восхваляют все прошлое без разбора, в отрыве от современности, прогрессивности и без учета марксистко-ленин-ского понимания национальной культуры» (ЦАДПОО ЦГА РТ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1033. Л. 7-8). Редактору газеты «Шын» был объявлен строгий выговор. От редакции обком потребовал срочно разъяснить читателям ошибочность статей, опубликованных по этому вопросу. По воспоминаниям В. Чадамба, сотрудников редакции впоследствии всячески притесняли. Эти примеры – исключения в деятельности тувинских газет в советский период. К сожалению, после расправы с учеными и притеснениями сотрудни-ков редакции, на долгие годы в прессе восторжествовал диктат партийной цензуры и контроля.

Шулуу Сат остался верен избранному пути, после возвращения он продолжил свою научную и педагогиче-скую деятельность. Он реализовывал свои идеи в повседневной деятельно-сти, закладывая уважительное отношение к национальной культуре и родному языку у своих учеников. Ученый внес большой вклад в популяризацию тувинского языка и культуры среди подрастающего поколения, активно выступая на страницах газет «Тыванын аныяктары» и «Сылдысчыгаш». В постоянной рубрике «Учи родной язык» он давал оригинальные уроки родного языка и культуры речи. Вот темы некоторых – «Употребление идиом», «О чистоте родного языка», «Почему называют оглу (сын)?».

Плодотворная деятельность Шулуу Чыргал-ооловича, его принципиальность, смелость и дальновидность вызывают восхищение и глубокое уважение. Настоящий ученый, болевший за судьбу своего народа. Его поступок – пример для тех «ученых», которые сегодня, в качественно иных условиях, видят проблемы, но предпочитают в угоду политической конъюнктуре и личной карьере не писать о них, и уж тем более не выносить их на обсуждение в СМИ.

Сегодня Тува – это один из немногих регионов РФ, где сохранилась самобытная национальная культура, подавляющее большинство населения пользуется родным языком. Это заслуга и Шулуу Сата.

Валерия Кан, газета "Тувинская правда", фото сайта tuva.asia
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течение 365 дней со дня публикации.
Анонс событий

1) 31.03.2024: 9 лет Федеральному агентству по делам национальностей

2) 02.04.2024: День единения народов России и Беларуси

3) 02.04.2024: Международный день детской книги

4) 05.04.2024: День рождения Айланмаа Хомушкуевны Кан-оол, Кызылского колледжа искусств им. А.Б. Чыргал-оола (Кызыл, Тува)

5) 14.04.2024: 110 лет (1914-2005) со дня рождения Марии Давыдовны Черноусовой-Сарыг-оол, супруги, верного друга и помощника народного писателя Тувы Степана Сарыг-оола (Тува)

6) 15.04.2024: 100 лет (1924-1995) со дня рождения Салима Сазыговича Сюрюн-оола, народного писателя Тувы (Тува)

7) 19.04.2024: МАСШТАБНЫЙ КОНЦЕРТ КОЛЛЕКТИВОВ КЫЗЫЛСКОГО КОЛЛЕДЖА ИСКУССТВ "МЫ - ДЕТИ ЧЫРГАЛ-ООЛА" В МОСКВЕ! Начало в 19 ч (Концертный зал Российской академии музыки им. Гнесиных, Малый Ржевский пер., 1, Москва тел.: 8983594605 kki.tuva.muzkult.ru)

8) 06.05.2024: 117 лет со дня рождения героя Великой Отечественной войны, военного летчика Николая Францевича Гастелло (1907-1941), чье имя носит Национальный парк Тувы (Кызыл, Тува)

9) 07.05.2024: День Связи

10) 07.05.2024: 55-летний юбилей Хомушку Андрея Айрандивиевича, преподавателя специальности "хореографические дисциплины" Кызылского колледжа искусств им. А.Чырга-оола (Кызыл, Тува)

все даты



© 2001–2024, Сетевое информационное агентство «Тува-онлайн»
адрес редакции: 667010, Республика Тува, г. Кызыл, ул. Калинина, д. 10, к. 66,
email редакции: info@tuvaonline.ru
При перепечатке ссылка на СИА «Тува-Онлайн» с указанием URL: www.tuvaonline.ru обязательна.
Опубликованные материалы и мнения авторов могут не отражать точку зрения редакции.
Цитаты в интернет-изданиях допускаются только с оформлением гиперссылки на «Тува-Онлайн».
12+ Возрастная классификация информационной продукции электронного периодического издания «Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн» – «12+».
Электронное периодическое издание "Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн»" основано 15 августа 2001 г.
Зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство Эл №77-6060 от 22 февраля 2002 г.
Top.Mail.Ru
Яндекс цитирования