Суббота, 20 апреля 2024 г. 21:48 Сделать стартовой | Добавить в избранное | RSS Обратная связь | ENGLISH
ИА «Тува-Онлайн»
» » Эдуард Мижит: "Через образ Культегина высвечивается судьба человека и правителя, призванного решать долю народа и быть ответственным за него"
Личный кабинет
Логин:
пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Архив
«    Февраль 2009    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728 
Ссылки
электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Эдуард Мижит: "Через образ Культегина высвечивается судьба человека и правителя, призванного решать долю народа и быть ответственным за него"

В Туве с успехом прошла премьера спектакля «Культегин». Об истории создания пьесы журналист газеты "Тувинская правда" беседует с поэтом и драматургом, членом Союза писателей и Союза театральных деятелей России, заслуженным деятелем искусств РТ Эдуардом Мижитом.

– Эдуард Баирович, расскажите, пожалуйста, вкратце об истории создания пьесы.

– Как-то много лет назад во время нашей беседы с выдающимся режиссёром, ныне заслуженным артистом РФ, народным артистом РТ Алексеем Ооржаком выяснилось, что наши с ним интересы, касающиеся истории Тувы и её сегодняшнего дня, а также мысли о новых путях развития театрального искусства во многом совпадают.

Тогда и родилась идея создания театральной трилогии по древней истории Тувы. Первой ее частью стала историческая драма-эссе, а затем и спектакль «Кто ты, Субедей?» Историческая драма «Культегин» является второй частью задуманной трилогии. Драма написана в 1996 году, а в 1997 внесены кое-какие поправки и дополнения.
– Написана в 1997, а ставится только сейчас?
– Постановка спектаклей по историческим произведениям – дело нелёгкое. Даже изготовление декораций и пошив костюмов – процесс очень трудоёмкий и затратный. В силу этого постановка спектакля откладывалась.
Но мы все эти годы не сидели сложа руки. В то время, пока «Культегин» дожидался своего часа, я писал и переводил на тувинский язык другие пьесы, Алексей Ооржак их ставил.
И, вот наконец-то, «Кюльтегин» предстал перед зрителями. Пользуясь случаем, позвольте выразить свою признательность режиссеру-постановщику, артистам и всем, кто принимал участие в создании спектакля, за сердечное, ответственное и вдохновенное отношение к задуманному.
– Что стало исторической основой драмы?
– Для людей, хоть немного интересующихся историей, не является новостью, что на территории Саяно-Алтайского нагорья и современной Монголии около 1500 лет назад существовала Восточная Тюркская империя – восточная часть существовавшей до того Великой Тюркской империи. Самыми видными деятелями Восточно-Тюркской империи считаются Бильге-каган (император), его младший брат полководец Культегин и государственный советник трёх императоров Тоньюкук.
Реалистическое повествование об основных событиях тех дней дошло до нас в виде рунических надписей на каменных стелах, найденных на территории Тувы и в степях Монголии. Помимо множества летописей, в основном китайских, эти надписи являются одними из главных источников достоверной информации о данной эпохе. Можно предположить, что имена этих трёх государственных деятелей остались в истории, главным образом, из-за их поступков, направленных на объединение разрозненных народов и племён, некогда составлявших единую империю – каганат. В пьесе повествуются события той эпохи.
– Вопрос, может быть, несколько некорректный, но все-таки любопытство берет верх. Какова основная идея произведения? – Это не «плоский» пересказ истории театральным языком, а, в первую очередь, попытка разговора со зрителем о многих, и в первую голову, о духовных, проблемах нашего времени. Но из-за того, что я не очень люблю произведения, идеи которых лежат в одной плоскости, в меру своих способностей стараюсь представить задачу несколькими слоями, углубить.
Поэтому здесь есть пласты и других тем и вопросов. Например, через образ Культегина высвечивается судьба человека и правителя, призванного решать долю народа и быть ответственным за него. Есть тема одиночества человека на фоне то бурлящей, как море, то затихающей, как бескрайняя степь, вечности. Надеюсь, что думающие зрители увидят и другой слой вопросов, имеющих отношение к распаду нашей великой державы в 1991 году и тяжёлому, грозившему таким же распадом, положению России в 90-е годы.
Я не сторонник той идеологии, которая царила у нас около 70 лет, но я против разъединения народов бывшего СССР, связанных единой исторической корневой системой. Ведь подобно тому, как политика древнего Китая была направлена на разъединение народов Великой Степи, основу которых составляли тюркоязычные племена, политика некоторых современных, мягко говоря, заинтересованных сторон, направлена на разъединение народов России. Надеюсь, что боль и мысли по этому поводу тоже будут услышаны.
– Видимо, вы говорите о некотором иносказательном выражении идей.
– Иносказанием, главным литературным приёмом которого является эзопов язык, я не очень люблю пользоваться. Мне ближе всего метафорический, символический способ построения текста как возможность насыщения произведения многими слоями идей и мыслей – метод, который долгое время не приветствовался в отечественной литературе.
Я говорю не в том смысле, который имели в виду символисты, хотя это очень близко. Я имею в виду глубоко традиционный древний символический язык передачи духовных знаний, тяготеющий к параболе. Это метод, при котором зерно внешне притязательной притчи прорастает в душе слушателя в некое понимание или угадывание. Он позволяет избежать назидательного тона, опасного для писателя. В том случае, если писатель при слоистом построении художественного материала добивается своих целей, текст начинает представлять собой некую спираль углубляющихся мыслей.
– Что означает имя Культегин?
– В книге «Истории» древнегреческого историка Геродота есть повествование о первом царе скифов. У Таргитая – отца первых скифских царей, было три сына, младшего из которых звали Колаксай или Кюльаксай. Он и стал первым скифским царём. Сведения о нем встречаются не только у Геродота, но и у других летописцев и историков.
Словами из одного круга – кол, кюль, кур, хур и т.д. – на древнем индоевропейском языке обозначалось Солнце, соответственно его имя звучало как «Царь-Солнце». Этот корень есть в таких тувинских словах, как «хюн» – солнце, Курбусту – владыка Верхнего мира в мифах и сказках, «урянхай» с выпавшим начальным звуком «х» и т.д. Также корень «кюль» является составной частью множества гуннских и тюркских имён. Слово «тегин» переводится как царевич или принц.
Также и с именем императора Бильге. На древнетюрк-ском оно означает «мудрый», «всезнающий», является эпитетом божества. Кстати, отсюда тувинское слово «билиг» – знание. Причина того, что все эти слова соотносятся с божеством, кроется в том, что и древние скифы, гунны, тюрки вели родословную от творца Вселенной и считали себя детьми Неба-отца.
– Вы упомянули, что «Культегин» – вторая часть трилогии. Какое произведение является завершающей частью? Или это тайна?
– Конкретизировать не буду, но намекну, что это относится к гуннскому периоду. И опять же показ исторических событий и реалий не будет самоцелью, хотя и это тоже очень важно.
– Почему именно гуннский период?
– Дело в том, что в последние годы историческая наука пересматривает многие положения, согласно которым тувинцы как нация сложилась в ХVII–ХVIII веках. Анализ исторических событий, языка, верований, анализ племенного состава всех тюркских народов позволяет нам увидеть реальную глубину и древность нашей истории.
Исходя из этого, мы начинаем видеть моменты «рождения» нашего народа, в частности, в гуннской и древнетюркской эпохах. Кстати, археологические открытия, в частности, скифских курганов позволяют нам увидеть облик нашего древнего предка и в той эпохе. Общеизвестно, я имею в виду науку, что саки и сарматы, которых древние греки называли скифами, положили начало очень многим народам Евразии, в том числе и тюркским.
– В ваших творческих планах есть еще задумки произведений, которые касались бы событий в Туве, допустим, столетней давности?
– Исторические произведения – это не все, чем я занимаюсь. Есть кое-какие заделы, касающиеся современности и недавней истории, в частности, ХVII – ХVIII и ХХ веков. О конкретных названиях я умолчу, поскольку они еще не опубликованы. Но при всем при этом должен признаться, что поэтическое творчество я считаю главным для себя.

Справка

Мижит Эдуард Баирович поэт, прозаик, драматург, эссеист и переводчик. Член Союза писателей России. Пишет на русском и тувинском языках. Родился в 1961 г. в пос. Торгалыг Улуг-Хемского района Республика Тыва. Служил в армии, окончил Литературный институт им. А.М. Горького, участник последнего Всесоюзного совещания молодых писателей в Москве и регионального совещания молодых писателей в Горно-Алтайске. Автор поэтических сборников «Палица Кезера» (1989 г.), «Осколки» (1992 г.), «Простые стороки» (2006 г.), стихотворений в прозе «Зов взвихренного колодца» (2002 г.), автор пьесы «Кто ты, Субедей?», постановка удостоена Гран-при Международного театрального фестиваля «Туганлык», 2000 г. Печатался в «Антологии русского верлибра», альманахах «Истоки», «День поэзии», журналах «Юность», «Земля Сибирь», «Литературная учеба», «Улуг-Хем», газетах «Литературная газета», «Литературная Россия», «1-ое сентября», «Гуманитарный фонд», «Коре», «Собеседник» и т.д. В настоящее время работает зав. литературной частью Тувинского муздрамтеатра.

Салим Монгуш, газета "Тувинская правда"
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течение 365 дней со дня публикации.
Анонс событий

1) 25.04.2024: Городской отборочный тур конкурса юных исполнителей хоомея "Сарадак-2024". Начало в 13 ч (Арт-центр "Найысылал", ул. Калинина, д 2б, Кызыл, Тува)

2) 26.04.2024: ДИКТАНТ ПОБЕДЫ

3) 27.04.2024: Республиканский спортивно-художественный праздник «Согунналган сыгыдымны», посвященный присвоению звания "Народный хоомейжи РТ" Артуру Дамдын-оолу: конкурс среди исполнителей хоомея, в стрельбе из лука. (Стадион им. Тувинских добровольцев, с. Чаа-Холь, Чаа-Хольский кожуун, Тува тел.: 89835163197 - Адыгжы Кузен-оолович, 89991792095 - Артур Сергеевич. e-mail: ctyva@yandex.ru)

4) 29.04.2024 - 04.05.2024: XIX Международная выставка-ярмарка «СОКРОВИЩА СЕВЕРА - Мастера и художники России - 2024» (55 павильон ВДНХ, Москва)

5) 06.05.2024: 117 лет со дня рождения героя Великой Отечественной войны, военного летчика Николая Францевича Гастелло (1907-1941), чье имя носит Национальный парк Тувы (Кызыл, Тува)

6) 07.05.2024: День Связи

7) 07.05.2024: 55-летний юбилей Хомушку Андрея Айрандивиевича, преподавателя специальности "хореографические дисциплины" Кызылского колледжа искусств им. А.Чырга-оола (Кызыл, Тува)

8) 10.05.2024 - 12.05.2024: Республиканский турнир по вольной борьбе памяти тренера Альберта Александровича Ооржака (Спортшкола г. Ак-Довурак, Тува тел.: +7(901)1376795, +7(923)3882338)

9) 11.05.2024: Юбилей известного тувинского историка Рамиля Харунова (Тува)

10) 29.05.2024: 95 лет (1929-2003) со дня рождения Валерия Севилбаевича Шаравии, поэта, журналиста, главного редактора газеты «Шын» (1971-1989 гг.) заслуженного работника Республики Тыва (Тува)

все даты



© 2001–2024, Сетевое информационное агентство «Тува-онлайн»
адрес редакции: 667010, Республика Тува, г. Кызыл, ул. Калинина, д. 10, к. 66,
email редакции: info@tuvaonline.ru
При перепечатке ссылка на СИА «Тува-Онлайн» с указанием URL: www.tuvaonline.ru обязательна.
Опубликованные материалы и мнения авторов могут не отражать точку зрения редакции.
Цитаты в интернет-изданиях допускаются только с оформлением гиперссылки на «Тува-Онлайн».
12+ Возрастная классификация информационной продукции электронного периодического издания «Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн» – «12+».
Электронное периодическое издание "Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн»" основано 15 августа 2001 г.
Зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство Эл №77-6060 от 22 февраля 2002 г.
Top.Mail.Ru
Яндекс цитирования