Суббота, 20 апреля 2024 г. 01:53 Сделать стартовой | Добавить в избранное | RSS Обратная связь | ENGLISH
ИА «Тува-Онлайн»
» » Учитель Анна Сырга: Русский — мой второй родной язык
Личный кабинет
Логин:
пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Архив
«    Сентябрь 2012    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Ссылки
электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Учитель Анна Сырга: Русский — мой второй родной язык

Учитель Анна Сырга: Русский — мой второй родной языкЧитаю в газете «Тувинская правда» материалы о делах в образовании региона. Да, проблема развития русского языка в школах давно витала в коридорах школ. Ощущение неразвитости преподавания и совершенствования русского языка чувствовалось везде. Мы сами свидетели этому. Целому поколению молодых людей пришлось испытать на себе воздействие порочной (можно уже так определить, потому что результаты плачевны) системы управления преподаванием и развитием русского языка в Туве.

Долгое время русский язык в сельских школах вели учителя тувинцы. Преподаватели, конечно, сами отлично знали свой предмет. Многие учителя русского языка и литературы – отличники народного образования, с отличными оценками от методкабинетов, которые годами совершенствовали, повышали уровень преподавания русского языка.

Но дети-то выходили из школы плохо знающими русский язык, особенно плохо владеющими русской разговорной речью. Виноваты в этом мы все: министры образования, учителя-методисты районов, республиканской «школы» повышения квалификации учителей русского языка, завучи, директора школ, сами учителя-предметники. Страдали дети. Наших ребят, кажется, некоторое время даже не хотели принимать в отдельных частях российской армии. Из-за незнания языка – неадекватность в поведении, представить можно.

Какие трудности они испытывают при поступлении в вузы, ссузы… Даже при сдаче ЕГЭ. Многим, может, и одаренным детям, из-за слабого знания государственного языка остались недоступны двери в другие учебные заведения. Мы все это знаем.

Тут нечего греха таить, сами учителя плохо говорят по-русски, неточно выражая свои мысли. Это тысячи раз из года в год слышали и видели присутствующие на линейках в День знаний. Я сама была свидетельницей, когда плохо говорящий на русском завуч школы открывал сентябрьскую линейку. А на ней стояли русские и тувинские дети младших и старших классов, их родители (многие – хорошо владеющие русским), обязательно кто-то из методкабинета из района, представители местной администрации. Бывало стыдно перед русскими детьми, перед всеми представителями, присутствующими на линейке. А что делать, приходилось до конца терпеть это представление.

Ведь такие учителя не обязательно преподают русский язык, они специалисты других предметов, которые все должны вестись в старших классах на русском. Мне просто было жаль детей, которые, окончив эту школу, должны сдавать ЕГЭ… И правильно сделали родители, что начали с младших классов отправлять учиться детей в центры. У нас, например, в сарыг-сепские школы № 1 и № 2. Теперь в сельских школах (итак было мало) нет русских детей. Для тувинских ребят нет русской среды, где бы они невольно развивали свою речь.

Не скрою, я сама была учительницей русского языка и литературы. Промахов, оглядываясь назад, скажу, конечно, допускала немало. Бывало, ученик спросит что-то по теме на тувинском языке, учитель объяснит автоматически на русском, не заставив ученика повторить вопрос на нем же. Это одна из грубых ошибок учителя. Такое никуда не годится. Нельзя идти на поводу у учеников.

Но я теперь и горжусь некоторыми моими учениками, которые на высоте проявляют знание русского языка. Это А.А. Доржу, А.А.Оюн, С.П. Ондар и другие ребята из Кок-Хаакской школы. Они успешно работают учителями, врачами и на руководящих должностях…

Недавно одна учительница оправдывалась в СМИ: некоторые непонятные темы по русской литературе приходится объяснять на тувинском. (Такое на уроке-то русской литературы!) Это никуда не годится! Я против подобной практики. Это грубейшая, недопустимая ошибка учителя русского языка и литературы. А на что словарная работа, словари на полках, класс?.. Не может быть так, чтоб были непонятными целые блоки, целые конструкции в произведении.

Хочу особо вспомнить учителей-ветеранов, которые долгие годы бессменно работали в школе № 2 с. Сарыг-Сепа. Сколько детей с их помощью получали хорошие знания по русскому языку и другим предметам, где преподавание велось на русском. Множество выпускников разных лет, ставших специалистами в разных отраслях производства, помнят своих преподавателей-наставников, настойчивых, терпеливых, любимых. И мои трое детей закончили учебу в этой школе.

Хочу поименно перечислить тех, которые по-настоящему обучили и помогли детям выйти на необъятный жизненный простор, наполнив их умы и сердца знанием русского языка. Это С.М. Достай, Н.Г. Спирина, В.Я. Неволина, Н.В. Жлудова, В.А. Чернова, Т.Ф. Яровикова, В.Т. Саражаков, М.В. Горина, Л.И. Щеголева и другие, работавшие в разные годы в школе № 2 им. С.К. Тока. Их ученики, благодаря отличному знанию русского языка и прекрасно развитой разговорной речи, стали успешными специалистами. Они по жизни идут уверенно. С гордостью вспоминая и от души благодаря своих учителей, считают русский вторым родным языком.

Мы, живущие в Каа-Хемском районе, знаем и уважаем их, как специалистов своего дела. Вот они, их ученики разных лет выпусков. Конечно, их всех не перечислишь, но я постараюсь назвать хотя бы нескольких. Это А.А. Одушпаяк, С.С. Салчак, О.С. Ананды, Л.Д. Лагба, Т.Д. Араптан, С.С. Чечен-оол, С.М. Сырга, многие другие.

Низкий поклон названным и не названным учителям, их современникам- коллегам из школы № 2 с. Сарыг-Сепа. Нынешним ее учителям хочется сказать: держите на высоте престиж вашего учебного заведения.

Я – человек советского времени 1950–70-х годов. Помню, в Бояровке к нам в класс первого сентября в первый раз к первоклассникам зашла молоденькая, красивая, с доброй улыбкой учительница. Мы притихли и зачарованно смотрели на нее. Мы не знаем по-русски, и она не знала ни одного тувинского слова.

Учительницу звали Галина Васильевна Калинина. Она была из первой волны русских учителей, направленных в Туву из России. День ото дня, год от года учила она нас русскому языку. В свободное от учебы время она уводила нас к прибрежному пригорку Кадыр-Эл, где мы собирали цветы, камешки. Нездешняя молодая женщина любовалась нашей чудной природой. Иногда уходили вместе с ней на полянку за деревней. Там мы строили «сайзанаки».

Учительница знакомилась и с нашими национальными играми. В ходе всего этого мы, как-то общаясь с нашей молоденькой учительницей, познавали язык. Так, к концу начального этапа обучения мы, благодаря ей, неплохо говорили на русском. Педагог старательно нас обучала: в свободные часы читала разные интересные детские книжки, играла с нами, водила на экскурсии. Помню, в тетрадях по русскому языку у меня стояли оценки 4 и 5. Я любила эти уроки. Любила читать стихи.

В старших классах нам было уже легче учиться. Все предметы ведь велись на русском. Наши преподаватели русского языка и литературы Л.Р. Сулейманова и Л.Г. Дегтярева углубляли и расширяли знания мои и товарищей. Силой русского литературного языка они преподали нам настоящие уроки нравственности, патриотизма, чести. Я по-настоящему была увлечена героическими, романтическими событиями, описанными в произведениях классиков. Я и мои подруги стали много читать. Брали в библиотеке художественную литературу и зачитывались такими произведениями как «Живые и мертвые» К. Симонова, «Щит и меч» В. Кожевникова, «Русский лес» Л. Леонова, любила романы В. Лациса и др.

Вот любовь к русскому языку и литературе и определила мою дальнейшую судьбу. Я закончила КГПИ и стала учительницей русского языка и литературы. Воистину я считаю русский язык моим вторым родным языком. Я мыслила по-русски, это было легко и доступно.

Благодаря моей первой русской учительнице русского языка Галине Васильевне Калининой, привившей любовь к языку, и учителям, преподававшим в старших классах, которые ввели меня в прекрасный, богатый мир русского языка, я могла в совершенстве овладеть русской речью и знанием русского языка. И пришла к выводу: человек, владеющий языком, как птица в полете, он преодолеет любые препятствия.

Моя рекомендация по отношению к развитию русского языка на селе такова. Если преподаватель русского языка нерусскоязычный, везде и всюду он должен оставаться учителем, носителем русского языка, где бы он ни был: на улице, в коридоре, в клубе, в гостях. С учениками, с их родителями, да и вообще с населением говорить только на русском. А как же? Ведь нет больше на селе русской среды…

Я за то, чтобы в детский сад, в начальную школу, в старшие классы на урок русского языка шел русскоязычный учитель. Учить детей русскому языку надо, думая об их будущем. И чтобы они знали, что это необходимо. И чтобы они знали, что для человека, хорошо знающего свой государственный язык, открыт весь мир. Тогда выпускник школы будет чувствовать себя свободным. Гражданином. Частицей своей великой Родины. А дети Тувы должны хорошо знать русский, чтобы их малая родина пополнилась знающими, высококвалифицированными специалистами, которыми будет укрепляться экономика, жизнь.

Думаю, что с этого года преобразования в школах Тувы, да и в преподавании и развитии русского языка, неизбежны.

Анна Сырга,

бывшая учительница русского языка и литературы, ветеран труда, стаж работы – 25 лет

с. Дерзиг-Аксы Каа-Хемского района

Анна Сырга, Тувинская правда
Комментарии
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течение 365 дней со дня публикации.
Анонс событий

1) 25.04.2024: Городской отборочный тур конкурса юных исполнителей хоомея "Сарадак-2024". Начало в 13 ч (Арт-центр "Найысылал", ул. Калинина, д 2б, Кызыл, Тува)

2) 26.04.2024: ДИКТАНТ ПОБЕДЫ

3) 27.04.2024: Республиканский спортивно-художественный праздник «Согунналган сыгыдымны», посвященный присвоению звания "Народный хоомейжи РТ" Артуру Дамдын-оолу: конкурс среди исполнителей хоомея, в стрельбе из лука. (Стадион им. Тувинских добровольцев, с. Чаа-Холь, Чаа-Хольский кожуун, Тува тел.: 89835163197 - Адыгжы Кузен-оолович, 89991792095 - Артур Сергеевич. e-mail: ctyva@yandex.ru)

4) 29.04.2024 - 04.05.2024: XIX Международная выставка-ярмарка «СОКРОВИЩА СЕВЕРА - Мастера и художники России - 2024» (55 павильон ВДНХ, Москва)

5) 06.05.2024: 117 лет со дня рождения героя Великой Отечественной войны, военного летчика Николая Францевича Гастелло (1907-1941), чье имя носит Национальный парк Тувы (Кызыл, Тува)

6) 07.05.2024: День Связи

7) 07.05.2024: 55-летний юбилей Хомушку Андрея Айрандивиевича, преподавателя специальности "хореографические дисциплины" Кызылского колледжа искусств им. А.Чырга-оола (Кызыл, Тува)

8) 10.05.2024 - 12.05.2024: Республиканский турнир по вольной борьбе памяти тренера Альберта Александровича Ооржака (Спортшкола г. Ак-Довурак, Тува тел.: +7(901)1376795, +7(923)3882338)

9) 11.05.2024: Юбилей известного тувинского историка Рамиля Харунова (Тува)

10) 29.05.2024: 95 лет (1929-2003) со дня рождения Валерия Севилбаевича Шаравии, поэта, журналиста, главного редактора газеты «Шын» (1971-1989 гг.) заслуженного работника Республики Тыва (Тува)

все даты



© 2001–2024, Сетевое информационное агентство «Тува-онлайн»
адрес редакции: 667010, Республика Тува, г. Кызыл, ул. Калинина, д. 10, к. 66,
email редакции: info@tuvaonline.ru
При перепечатке ссылка на СИА «Тува-Онлайн» с указанием URL: www.tuvaonline.ru обязательна.
Опубликованные материалы и мнения авторов могут не отражать точку зрения редакции.
Цитаты в интернет-изданиях допускаются только с оформлением гиперссылки на «Тува-Онлайн».
12+ Возрастная классификация информационной продукции электронного периодического издания «Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн» – «12+».
Электронное периодическое издание "Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн»" основано 15 августа 2001 г.
Зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство Эл №77-6060 от 22 февраля 2002 г.
Top.Mail.Ru
Яндекс цитирования