|
Ансамбль горлового пения из Тувы - «Хуун-Хуур-Ту» - знают во всем мире. На его счету – записи с выдающимися музыкантами самых разных направлений и стилей, обладателями премии Grammy - Стиви Уандером, «Кронос-квартетом», женским хором «Мистерия болгарских голосов». Москву тувинцы покорили давно и прочно, в очередной раз закрепив эффект концертом в Международном Доме музыки.
В ожидании выхода на сцену они максимально сосредоточены, и даже кажется, что между тувинскими музыкантами и окружающим миром – невидимая стена, настолько они погружены в себя. То, о чем они поведают со сцены, – это история с тысячелетними корнями.
Тувинское горловое пение уникально – один исполнитель одновременно извлекает несколько нот, и песня его - многоголосное соло.
«Человек может извлекать не только два, но и три-четыре разных звука одновременно, - рассказывает солист ансамбля горлового пения «Хуун-Хуур-Ту» Радик Тюлюш. – В тувинском горловом пении это проявляется очень явно».
О тувинцах говорят: «Поющая нация». 90 процентов населения владеют этим искусством. Мастерство передают из поколения в поколение. Начинают рано, лет с пяти. Хотя бывают и исключения – например, солист Бапа Саян горловым пением занялся, когда ему было почти тридцать. Задача была – разбудить и заставить работать так называемые спящие или фальшивые связки.
«Мы их практически не ощущаем, - говорит солист ансамбля горлового пения «Хуун-Хуур-Ту» Саян Бапа. – Даже когда говорим. И с помощью определенных упражнений ты начинаешь их "трогать". Сначала реакция будет странной, например, кашель, но потом они станут укрепляться, превращаться в действующие мышцы».
Инструменты, на которых играют музыканты, с богатой историей. Один из них - из тувинской лиственницы. «Сверху - кожа горного козла, а струны делаются из конского волоса. На смычке – тоже конский волос», - показывает Саян Бапа.
Их искусство магическое, завораживающее, и все понятно без перевода – все те же темы, что волновали людей и в старину – любовь, верность, героизм. Их музыка о вечном.
|
|