Суббота, 29 февраля 2020 г. 04:15 Сделать стартовой | Добавить в избранное | RSS Обратная связь | ENGLISH
ИА «Тува-Онлайн»
» » К 100-летию Николая Олзей-оола (из архива "Тувинской правды")
Личный кабинет
Логин:
пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Архив
«    Февраль 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
29 
Ссылки
электронный журнал "Новые исследования Тувы"

К 100-летию Николая Олзей-оола (из архива "Тувинской правды")

К 100-летию Николая Олзей-оола (из архива "Тувинской правды")Говорят, что Тувинский театр невозможно представить без Олзей-оола. Это правда. Многие зрители так и заявляли: «Пойду слушать Олзей-оола» или «Пойду смотреть Олзей-оола». Певец и драматический актер, музыкант и мастер горлового пения, импровизатор и автор интермедий...— таков Олзей-оол, Заслуженный артист РСФСР и Народный артист Тувинской АССР.

Чаще всего его будущие почитатели знакомились с ним по песням, которые передавали по радио. Встанет человек утром, собирается в школу или на работу, слушает последние известия по Туве, может быть, песню или музыку, и вдруг из репродуктора польется песня - чарующая, неповторимо своеобразная, уносящая слушателя в неведомое. Кажется, что она впитала в себя всю богатейшую палитру Тувы — этого необыкновенного края, всю ее историю, все чувства многострадальног о народа. Песня будит воображение человека, и он мысленно представляет то арата, мчащегося на коне, то быструю речку, пробивающую себе русло между гор, то тайгу с ее ароматом хвойных деревьев и душистых трав. Песня эта называется «Ореховая тайга».

К 100-летию Николая Олзей-оола (из архива "Тувинской правды")С песни же началась артистическая жизнь Олзей-оола. В начале 30-х годов был он активистом-ревсо мольцем, работал председателем арбанного Совета в своем родном Бай-Тале Бай-Тайгинского кожууна, где он родился и вырос в большой семье арата. Почему же молодого парня избрали даргой в арбане? Да потому, что был он грамотным, так как учился в Кызыле, успел поработать на золотых приисках. Но самое главное он имел редкий дар - говорить с человеком задушевно. А где надо — Олзей-оол помогал. Когда был праздник, не было в арбане веселее Олзей-оола. Все народные музыкальные инструменты — бызанчи, игил, хомус — были послушны ему, причем он сам и мастерил их. Никто не мог превзойти его в горловом пении, никто не мог лучше его спеть волнующую песню «Ореховую тайгу». Говорят, что и родина этой знаменитой песни — певучая, богатая талантами Бай-Тайга. Слова песни много раз менялись, лишь чудесная, неповторимая мелодия осталась навсегда.

Олзей-оола молодежь сумона единодушно избрала делегатом на VI съезд ревсомола, который состоялся в 1936 году. Четыре дня длился съезд, а в конце его работы стало известно, что в Кызыле организуется театральная студия, и в нее будут набирать одаренную молодежь. Так попал в число претендентов для учебы в студии и Олзей-оол. Авторитетная комиссия слушала его горловое пение, игру на музыкальных инструментах, импровизацию, а потом ему сказали, чтобы ехал пока домой, если понадобится — вызовут. Уехал, стал ждать.

— Я очень волновался, — признавался Николай Оскеевич.— А вдруг не вызовут? А вдруг найдут лучше? Разве мало в Туве одаренных юношей и девушек! Бай-Тайга далеко от Кызыла...

И только в декабре в Бай-Тал вдруг нагрянул сам министр культуры Седип-оол Танов.

— Собирайся, поедешь со мной, — сказал он Олзей-оолу,— Приняли тебя в студию.

— Обрадовался я, как малое дитя, — говорил Николай Оскеевич.— Значит, обо мне не забыли!

Сборы были недолгими. И вот они уже едут на легковой машине министра по ухабистой дороге в Кызыл. В студии шли занятия, здесь уже учились Кара-кыс, Монгалбии, Лаптан и другие. Встретили парня из далекой Бай-Тайги очень приветливо, он сразу же включился в кипучую жизнь учебного комбината и театральной студии.

В первый же год учебы Олзей-оол проявил себя и как драматический актер. Сначала ему поручались второстепенные роли, а потом и главные. Режиссер сразу заметил, что это человек с богатыми артистическими данными, умеющий перевоплощаться. С одинаковым мастерством играл он положительных героев и отпетых «злодеев», заботливых отцов и отважных народных героев. Не удивительно, что по окончании студии он вошел в боевое ядро артистов Тувинского национального театра.

Одними из первых крупных ролей Олзей-оола следует считать роль Сарыг-Ламы в спектакле Салчака Тока «Тонгур-оол» и Сарыг-Ашака в «Хайыраан-боте» Виктора Кок-оола. Обе эти противоположные роли (Сарыг-Лама — руководитель контрреволюционн ой группы, Сарыг-Ашак— простой арат) очень сложны, требуют немалых душевных сил и, конечно же, мастерства актера.

Более тысячи раз прошли на сценах Тувы тот и другой спектакль. Произведения вошли в классику тувинской драматургии, и теперь уже трудно, просто невозможно представить других, кроме Олзей-оола, исполнителей ролей Сарыг-Ламы и Сарыг-Ашака. Взять хотя бы Сарыг-Ашака. Эту роль можно трактовать предельно упрощенно, просто отец, каких множество. У Олзей-оола же образ доведен до совершенства, он как бы играет всеми оттенками человеческих чувств.

Вспоминается показ этого спектакля в Якутии, во время декады тувинского искусства. Шел он на тувинском языке, но то и дело в зале вспыхивали аплодисменты. Язык искусств был понятен нашим друзьям и без перевода.

С годами репертуар театра расширяется. Спектакль «Любовь Яровая», где Олзей-оолу поручается роль профессора Горностаева, затем с триумфом по республике проходит спектакль «Мятеж» Фурманова (Олзей-оол — командир батальона контрреволюционе ров). В годы Великой Отечественной войны тувинские актеры не стояли в стороне. Силой искусства они воодушевляли свой народ на борьбу с фашистами, которую вели русские братья. На сцене тувинского театра идет cneктакль «Русские люди» Симонова. Правда, Олзей-оолу и здесь поручается отрицательная роль — он играет изменника Родины Козловского. Но режиссер знал, что именно Олзей-оол с его мастерством перевоплощения сумеет показать отвратительное лицо предателя, поправшего самое святое, что есть у человека — Родину. В это же время Сергей Пюрбю написал пьесу «Наш путь такой», и Олзей-оол опять в роли злодея —он играет сына контрреволюционе ра Чамзы.

В «Молодой гвардии», с огромным успехом прошедшей на тувинской сцене, Олзей-оол с большим творческим вдохновением играет роль коммуниста Валько — наставника молодогвардейцев .

В годы войны театр не только ставит такие спектакли, как «Русские люди», «Нашествие» Леонова или «Молодую гвардию» Фадеева. Артисты начинают пробовать силы в русской классике. В 1942 году была поставлена пьеса Островского «Бедность не порок», где в главной роли Любима Торцова зрители увидели теперь уже популярного актера Николая Олзей-оола.

— Здесь, — вспоминает Олзей-оол,— пришлось особенно много работать. Надо было проникнуться духом того времени. Довелось немало перечитать литературы.

А разве меньшего труда требовали роли Биче-оола в «Осуществленной мечте» Тока, Железнова в «Вассе Железновой» Горького или городничего в «Ревизоре» Гоголя? Эти спектакли были подготовлены уже после войны и отмечены блестящей игрой Олзей-оола и его товарищей по искусству — Мунзуков, Кок-оола, Монгалбии, Хургулек, Кенденбиль и других.

Как у всякого актера, у Олзей-оола Николая Оскеевича были свои особенно любимые роли. Такими он называл не только роли Сарыг-Ашака (спектакль «Хайыраан-бот» В.Кок-оола) и Любима Торцова («Бедность не порок» А.Островского). Это — Платон Кречет в одноименной пьесе Корнейчука, Самбажык — тоже в одноименном произведении Кок-оола и, конечно же, солдат Иван Шадрин в спектакле «Человек с ружьем» Н.Погодина. Последние три роли являются вершиной творчества Олзей-оола, они как бы подводили итог всей его многолетней сценической деятельности.

«Для меня, самое большое счастье — это когда удается взволновать зрителя, заставить его задуматься над своей жизнью, а может быть, и заново пересмотреть ее. В последние годы у нас все больше появляется народных театров. Как это здорово! Об этом можно было только мечтать. Не единицы, а большее количество людей приобщается к театральному искусству. Это замечательно!» - говорил Николай Оскеевич. Актер не только восторгался рождением народных театров, но и сам принимал непосредственное участие в их организации. По многу дней жил он в Эрзине, помогая вновь рождающемуся народному театру, в Кунгуртуке и, конечно же, Бай-Тайге. Здесь он бывает чаще, чем в каком-либо другом районе. У него много родных, друзей, и поездки в места, где он родился и вырос, доставляют ему огромную радость. На месте, где стояли юрты его отца и соседей, вырос большой поселок Бай-Тал со средней школой, хорошим клубом и другими общественными, культурными учреждениями.

Но не только по родной Туве колесили актеры Тувинского драмтеатра. Их маршруты пролегали во многие города и села Сибири — в Бурятию и Якутию, Красноярский и Алтайский края. Несколько раз довелось бывать Николаю Оскеевичу и в дружественной Монголии, откуда ему постоянно пишут письма друзья.

Примечательно, что единственный сын Олзей-оола Н.О. Сергей также отчасти унаследовал профессию отца, он был музыкантом, тоже хорошо пел, работал в группе «АЯЛГА». Затем много лет руководил Тувинской государственной филармонией.

Николай Оскеевич говорил: «Песня — это самое прекрасное, что есть у человека. Можно отнять у человека счастье, любимую, одним словом, — все, но песню у него отнять невозможно. Она остается с человеком, как сказал один поэт». А хорошая роль актера — это то же, что любимая песня. Она надолго врезается в сердце и память человека,

Варвара Межова, Тувинская правда
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течение 365 дней со дня публикации.
Анонс событий

1) ЗАКАНЧИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ: Выставка «Священные реликвии» (Номнал). Конференц-зал Национального музея РТ. Вход свободный. (Кызыл, Тува)

2) ЗАКАНЧИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ: Первенство Сибирского федерального округа по вольной борьбе среди юношей до 16 лет (УСК Субедей, Кызыл, Тува)

3) ЗАКАНЧИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ: new! Первенство СФО по вольной борьбе среди юношей до 16 лет, посвященное 75-летию Великой Победы. Начало в 11 ч. СШ "Субедей" (Кызыл, Тува)

4) СЕГОДНЯ: Открытый чемпионат РТ по бодибилдингу. Начало в 17.00 ч. ДНТ (кызыл, Тува)

5) СЕГОДНЯ: Открытый чемпионат Республики Тыва по бодибилдингу. Начало в 17 ч (Дом народного творчества, Кызыл, Тува)

6) СЕГОДНЯ: new! Гастроли Национального театра им. В.Кок-оола. (выставка Н.Шалыка, спектакли "Ангыр-оолдун тоожузу", "Камгалыкчы Кон-Болат кыс", "Хайыраан бот" (Клуб, с. Дус-Даг, Овюрский кожуун, Тува)

7) СЕГОДНЯ: new! Зональный этап республиканского конкурса "Радуга искусств-2020". (Детская школа искусств с. Сукпак, Кызылский кожуун, Тува)

8) СЕГОДНЯ: new! Спектакль "Три красавицы". Начало в 17 ч (Национальный музыкально-драматический театр им. В.Кок-оола, Кызыл, Тува)

9) СЕГОДНЯ: new! КВН. Начало в 17 ч (Тувинская госфилармония, Кызыл, Тува)

10) СЕГОДНЯ: new! Первый открытый чемпиона Республики Тыва по бодибилдингу. Начало в 17 ч (Дом народного творчества, Кызыл, Тува)

все даты


Самое читаемое

© 2001–2020, Сетевое информационное агентство «Тува-онлайн»
Главный редактор - Алтынай Валерьевна Чимит
адрес: 667010, Республика Тува, г. Кызыл, ул. Калинина, д. 10, к. 66,
телефон +7 (983) 515-30-95, email: info@tuvaonline.ru
При перепечатке ссылка на СИА «Тува-Онлайн» с указанием URL: www.tuvaonline.ru обязательна.
Опубликованные материалы и мнения авторов могут не отражать точку зрения редакции.
Цитаты в интернет-изданиях допускаются только с оформлением гиперссылки на «Тува-Онлайн».
12+ Возрастная классификация информационной продукции электронного периодического издания «Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн» – «12+».
Электронное периодическое издание "Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн»" основано 15 августа 2001 г.
Зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство Эл №77-6060 от 22 февраля 2002 г.
Top.Mail.Ru
Яндекс цитирования