|
На недавно завершившемся Чебоксарском международном
кинофестивале главные награды получили сразу две якутские картины. Жюри
игрового конкурса во главе с Дмитрием Астраханом присудило гран-при фильму «Нет
бога кроме меня» Дмитрия Давыдова, завоевавшего в сентябре главный приз
«Кинотавра» за фильм «Пугало». А в конкурсе этнического и регионального кино
жюри под руководством Ларисы Садиловой вручило гран-при якутской ленте «Агент
Мамбо» Алексея Амбросьева-младшего.
Дмитрий Давыдов получил гран-при Чебоксарского кинофестиваля
за фильм «Нет бога кроме меня»
«Нет бога кроме меня» - вторая картина Дмитрия Давыдова,
снятая до знаменитого теперь «Пугала». Дмитрий – учитель начальных классов,
какое-то время работал директором школы в райцентре Амга в 200 км от Якутска.Его дебютный фильм «Костер на ветру» участвовал во многих фестивалях, был среди
номинантов азиатского «Оскара» в Австралии. В «Нет бога кроме меня» снимались
не только местные жители, но и профессиональные актеры. В главной роли - Петр
Садовников из Саха театра. Его сорокалетний герой вынужден оставить семью и
отправиться в город со страдающей болезнью Альцгеймера матерью. Дома жить
невыносимо. Поступки пожилой женщины, обусловленные болезнью, вызывают у
земляков негативную реакцию. Картина Дмитрия Давыдова прошла не так заметно,
как его дебют и недавнее «Пугало», хотя она ничуть не хуже. Возможно, это
связано с неумелым продвижением за пределами Якутии, но это всеобщая проблема
кино, снятого в регионах.
Почти год не было прокатной да и насыщенной фестивальной
судьбы у картины «Седьмой пробег по контуру земного шара» Виталия Суслина –
прекрасного, тонкого режиссера, живущего в Воронежской области. Врач по первому
образованию, он окончил режиссерский факультет ВГИКа и теперь снимает в своем
родном городе Нововоронеже. Многие помнят его картину «Голова. Два уха»,
принимавшую участие в «Кинотавре» и крупнейшем Бусанском кинофестивале в Южной
Корее. В Чебоксарах отметили работу Александра Карнаушкина – прекрасного
ленкомовского актера, однокурсника Александра Абдулова, который прежде не
получал таких ярких и больших ролей в кино. Его 59-летний герой в «Седьмом
пробеге по контуру земного шара» - художник, вынужденный работать охранником на
автотранспортном предприятии. На заводе у него есть мастерская, где он и живет.
Будучи законопослушным человеком, он оказывается в поле зрения полиции после
того, как попробует сдать в металлолом ржавого Ленина.
За лучшую женскую роль отметили старейшую ярославскую
актрису Елену Сусанину, сыгравшую многострадальную и покорную судьбе героиню в
«Керосине» Юсупа Разыкова. Она собрала уже множество призов, и вместе со своим
ярославским коллегой Валерием Масловым объездила много стран – от Польши и
Франции до Таджикистана. Оба они очень признательны режиссеру, открывшему им
целый мир. До этого вся жизнь была сосредоточена в пределах театра. А теперь,
благодаря скромной и камерной картине, снятой за очень скромные деньги,
творческая жизнь кардинально поменялась.
В программе этнического и регионального кино показали
картины из Якутии, Ингушетии, Татарстана, Мордовии, Северной Осетии, Республики
Тыва, Чувашии. Всюду есть люди, способные снимать качественное кино, зачастую не
имея никаких средств и приличного технического обеспечения. Якутскому кино
буквально на пятки наступает кино из Бурятии.
«На берегу мечты» Баира Уладаева, а он, как и Дмитрий
Давыдов, - выходец из сельской местности. Родился режиссер в Кижигинском районе
Бурятии. У себя на родине занимается организацией автопробега по России,
мечтает создать туристическую карту Бурятии, богатой курортно-лечебными зонами.
В 2015 году Баир Уладаев получил на Чебоксарском МКФ награду за операторскую
работу в фильме «Живи!». «На берегу мечты» - не только его режиссерская работа,
но и актерская. Он сыграл главную роль – парня, получившего ранение во время
чеченской войны и одиноко живущего в деревне. Пока он воевал, пропала его
младшая сестра. Она сбежала из детского дома, как и случайно встреченная им
теперь семилетняя девочка Настя. Из детского дома она ушла в поисках волшебной
земли, где взрослые любят детей. Ее мать пила вместе с сожителем, поэтому
девочка и оказалась на воспитании у государства. Картина такая же бесхитростная,
как и якутское кино, но в этом часто и заключается привлекательность
кинематографа, снятого вдали от столиц.
Баир Дышенов – уже хорошо известный бурятский кинорежиссер,
выпускник Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, актер,
который не только играл на сцене, но руководил в Бурятии театром, издавал там
газеты. Его короткометражка «Улыбка Будды» больше 10 лет назад участвовала в
Берлинском кинофестивале. Теперь Баир Дышенов снял картину «Шарнохай – желтый
пес» по собственному сценарию, рассказав историю убийства камлающего шамана в
1935 году. Страшное событие как рок преследует род Шарнохая. Картина прекрасно
снята и кинематографична, ее пейзажи завораживают.
Еще один фильм, но уже из
Республики Тыва – «Бардо» Ролана Ооржака – тоже о шамане, помогающем раскрыть
преступление. Судьба у режиссера необычная. Ролан Ооржак получил специальность
политолога в МГУ, работал менеджером по оптовым продажам электроники в
корейской компании, а кино начал снимать любительской камерой, потратив на съемки
своего первого фильма 5 тысяч рублей. Его кассовые сборы составили 200 тысяч
рублей. Теперь Ролан - не только автор 10 картин, но и основатель школы
киноискусства у себя на родине.
Почти все эти фильмы известны, в лучшем случае, в своих
республиках. Только в последнее время к ним стали проявлять интерес на
федеральном уровне. И почти у каждого из их режиссеров - необычная биография.
Часто это люди, у которых нет кинематографического образования, зато есть
сумасшедшая энергия, желание снимать и необычные сюжеты, основанные на местном
самобытном материале.
В Чебоксарах показали самые невероятные опусы, само участие
которых в программе фестиваля, претендующего на международный статус, -
огромный аванс. Картина «Я еще не хочу умирать» сделана в Татарстане на
президентский грант Мариной Мусиенко и Натальей Панкратовой. Денег им, конечно,
не хватило, искали финансирование сами, старались, как могли. Марина Мусиенко –
дебютантка в кино. Когда-то она окончила ГИТИС, десять лет работала актрисой в
Тульском ТЮЗе, а двадцать лет назад организовала в Казани театральную студию
«Сказ» при воскресной школе прихода Серафима Саровского. И теперь ее силами, с
участием детей сняла на основе спектакля пятилетней давности фильм, что для
детской студии феноменально. Но если говорить по большому счету, результат пока
очень и очень скромный. Сценарий написан учителем начальных классов Ольгой
Горячевой на тему блокадного Ленинграда, который снимали в Татарстане.
Проделана огромная работа, собраны материалы, в том числе, в семьях
блокадников, живущих в Казани. Ребята участвовали в поисковых отрядах. Да и
автор сценария – из когорты поисковиков. Посыл благородный: «Сейчас так много
лжи о том времени. Надо очистить историю от неправды». На экране - семья,
состоящая из матери и двух ее дочерей 5 и 11 лет. Живут они в осажденном
городе. Мария Мусиенко сама сыграла мать. Параллельно уже современные дети
ставят спектакль о блокаде и в качестве консультанта приглашают пережившую
блокаду девочку Таню, теперь уже Татьяну Николаевну. Посмотрев спектакль,
хулиган, кидавшийся хлебом, на глазах зрителей перевоспитывается, а потом все
герои дружно отправляются к обелиску, посвященному жертвам блокады.
Псевдопатриотическое кино – бичь российского кинематографа.
За него часто берутся любители срубить большой куш. Авторы «Я еще не хочу
умирать» к их числу, конечно, не относятся. Они трудились честно и в меру своих
сил, но сегодня уже нельзя мыслить на таком уровне. В Чувашии тоже мечтают
снять большую и амбициозную картину о подвиге женщин и подростков в годы
Великой Отечественной войны, работавших на сооружении Сурского рубежа. История
грандиозная, и для кино – находка. Главное не утопить ее в пафосе. Пока в
Чебоксарах представили весьма скромный, но разрекламированный мультимедийный
проект на основе кинохроники, где Сурскому рубежу уделено минут пять, не
больше. А оставшиеся 15 минут занимал беглый рассказ о главных вехах войны,
начиная с наступления немцев до взятия рейхстага.
|
|