Четверг, 28 марта 2024 г. 18:30 Сделать стартовой | Добавить в избранное | RSS Обратная связь | ENGLISH
ИА «Тува-Онлайн»
» » Судьба прибрежного леса неподалеку от Кызыла
Личный кабинет
Логин:
пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Архив
«    Октябрь 2012    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Ссылки
электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Судьба прибрежного леса неподалеку от Кызыла

Судьба прибрежного леса неподалеку от КызылаНа Малом Енисее неподалеку от Кызыла немало островов, которые осенью из-за маловодья соединены с «материком» каменистыми пустошами, по которым на остров вполне можно проехать на машине. Наблюдал недавно на одном из островков такую картину: рано утром пилят на дрова деревья, а затем на грузовике увозят. Машина уехала, а я отправился побродить по островку и увидел, что уже немало деревьев выпилены, наверное – не менее пятой части.

Пройдет какое-то время, и остров, лишенный древесной растительности , неукрепленный мощью древесных корней, будет размыт и превратиться просто в каменистую, лишенную растительности отмель, а то и вовсе исчезнет. Нет, я вовсе не собираюсь в этом материале осуждать заготавливавших дрова людей. Скорее всего, их нужда заставила, немалые цены на дрова и уголь. Здесь я хотел немного поговорить о различиях в традиционном отношении тувинцев к лесу (и к экосистеме в целом) и современном, навязанном людям рынком и царящим сейчас материализмом.

В традиционной тувинской культуре в качестве Бога воспринимался весь окружающий мир, Оран-Танды. Отдельные божества (громовержец Курбусту, заимствованный из иранского пантеона, Бурган, который из Просветленного человека, Будды, народом был преобразован в Бога, защищающего людей и сострадающего им и т.п. ) были такими же частями Оран-Танды, как человек или дерево, отличаясь от них лишь большим могуществом. Такое отношение к природе как к реально существующему и осязаемому органами чувств божеству задавало и особые правила взаимоотношения с окружающим миром.

Главным, самым общим правилом, была Гармоничность. Всему свое место, свое время, каждому в мире находится применение и для каждого мир предоставляет достаточное количество ресурсов при условии их гармоничного, справедливого использования. Тувинцу XIX века не пришло бы в голову вырубить весь лес возле своих кочевьев и продать его капиталисту. Мало того, что это воспринималось как грех, это было с точки зрения человека того времени очевидной глупостью. Вырубишь этот лес – где потом возьмешь сушняк для дров, где будут жить звери, расти ягоды? Поджечь лес для того, чтобы продать его потом на корню, как порченный, и вовсе воспринималось бы как поступок святотатственный, вроде сжигания Геростратом знаменитого афинского храма.

Отметим, что у православных русских также были свои принципы взаимодействия с природой (вспомним – «Мать сыра земля»), однако эти принципы подверглись искажению еще раньше, чем у тувинцев (в принципе, коллизия борьбы нового и старого подходов описана в Чеховском «Вишневом саде», где для одних сад – это что-то живое, это часть человеческой жизни, для других – просто возможность заработать, пусть даже путем уничтожения этого сада).

Рыночное общество перемалывает традиционную культуру самыми различными способами. Здесь и прямая пропаганда и отрицание традиционных ценностей («бери от жизни все», «зачем дети – не надо плодить нищету»), и более тонкое воздействие через рыночные механизмы.

В соответствии с традиционными тувинскими обычаями, как рассказывают мои информаторы из различных районов республики (в основном, из Монгун-Тайги, Бай-Тайги, Чадана, Эрзина), живое дерево вообще нельзя было рубить. Для дров брали сухостой, валежник. Живое дерево рубилось лишь в крайнем случае – для строительства хозяйственных построек, храмов, но, конечно же, не для продажи. То есть экосистема не была частью рынка, не была частью рынка и традиционная нормативная культура , задающая нормы и формирующая модели поведения. (Подробнее об этом можно прочитать во второй части книги «Нормативная культура тувинцев»).

Почему было возможно придерживаться подобных принципов? Можно дать два ответа: идеалистический (сознание определяет бытие) и материалистический (бытие определяет сознание). Если проще, что важнее – то, что человек думает и считает правильным, или же то, что вокруг человека (экономическая и политическая системы). Понятно, что на самом деле «правильный» ответ лежит примерно по середине. Однако я все-таки склоняюсь к мысли: то, что человек думает, – важнее. Как говорил булгаковский персонаж, «разруха начинается в головах».

Возьмем простой пример. Деревенская семья, имея доход двадцать тысяч, родит трех детей. Городская, имея доход в сто тысяч, и одного подождет рожать: надо карьеру сделать и т.п. Кстати, Тува довольно скоро столкнется с падением численности коренного населения: приезжающие в Кызыл из сельских районов семьи начинают рожать меньше (на селе около трех рождений на женщину, в городе – около двух; при двух рождениях на женщину нация начинает вымирать).

А переезжать в Кызыл, в конце концов, будут почти все (глубинная мотивация такого переезда от «вольной чабанской жизни» к «рабству дворника или охранника» – тема отдельного разговора). И дело тут вовсе не только в отсутствии работы на селе, в желании родителей дать детям лучшее образование. (Отметим, что Тува – единственный регион РФ, где удалось добиться сохранения всех существующих сельских школ, другое дело, что из-за плохого преподавания русского языка большинство выпускников этих школ реально неконкурентоспособны при поступлении в хорошие российские вузы).

Да, прибрежные енисейские леса пока стоят, пока шумят. Но при господстве жесткой рыночной системы можно прогнозировать скорое, в течение 10–15 лет их исчезновение в окрестностях Кызыла. Бороться с незаконными вырубками полицейскими мерами не получится: во-первых, у полиции не хватит ресурсов, во-вторых, это может стать просто очередным источником взяток для недобросовестных правоохранителей.

Конечно, подобная ситуация характерна не только для Тувы. В Новосибирске, где ресурсы полиции на порядок больше, происходит не просто тоже самое, но и в больших размерах. Вот что, например, об этом пишет ресурс Mail.ru в статье «Зеленые массивы области все чаще атакуют браконьеры»:

«Широкомасштабный рейд проводила новосибирская полиция. Привлекали даже ОМОН. Работали на вертолетах. Нелегальные заготовители древесины никого не стеснялись. Сразу в нескольких районах были обнаружены машины, доверху забитые срубленными деревьями. Документы никто не смог предоставить».

«Все чаще в Кудряшовском заказнике (пригород Новосибирска) стучат топоры. С лесными браконьерами борется специально созданная группа. Рейды ежедневны. Часто приходится работать и оперативно, когда поступает сообщение от местных жителей: мол, проверьте, видели. Очередная информация- и оперативная группа собирается в дорогу».

В этом матриале я даже не рассматриваю проблему массовой незаконной вырубки на продажу, «технологий», когда лес сначала поджигается, а затем продается на корню как негодный по ничтожным ценам. Известно, что такой лес идет в основном на внешний рынок, по большей части – в Китай. Здесь проблемой является не просто система рынка, а система открытого рынка, когда каждый может вывозить за границу все, что ему в голову придет. Без изменения этой системы, без установления жесткого контроля государства за внешней торговлей бороться с поджогами и массовой незаконной вырубкой вряд ли возможно.

Вот так экономика постепенно ломает традиционную культуру. Слом идет постепенно. Сначала нарушаются правила во взаимоотношениях с природой, затем – правила во взаимоотношениях с окружающими людьми… Потом психологи и криминологи разводят руками: ах, отчего же так вырос уровень самоубийств и убийств! Между тем, все просто: все системы культуры взаимосвязаны. Если ломается в одном месте, то и в другом месте возникает непорядок.

Борис Мышлявцев, газета "Тувинская правда", tuvpravda.ru
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течение 365 дней со дня публикации.
Анонс событий

1) 31.03.2024: 9 лет Федеральному агентству по делам национальностей

2) 02.04.2024: День единения народов России и Беларуси

3) 02.04.2024: Международный день детской книги

4) 05.04.2024: День рождения Айланмаа Хомушкуевны Кан-оол, Кызылского колледжа искусств им. А.Б. Чыргал-оола (Кызыл, Тува)

5) 14.04.2024: 110 лет (1914-2005) со дня рождения Марии Давыдовны Черноусовой-Сарыг-оол, супруги, верного друга и помощника народного писателя Тувы Степана Сарыг-оола (Тува)

6) 15.04.2024: 100 лет (1924-1995) со дня рождения Салима Сазыговича Сюрюн-оола, народного писателя Тувы (Тува)

7) 19.04.2024: МАСШТАБНЫЙ КОНЦЕРТ КОЛЛЕКТИВОВ КЫЗЫЛСКОГО КОЛЛЕДЖА ИСКУССТВ "МЫ - ДЕТИ ЧЫРГАЛ-ООЛА" В МОСКВЕ! Начало в 19 ч (Концертный зал Российской академии музыки им. Гнесиных, Малый Ржевский пер., 1, Москва тел.: 8983594605 kki.tuva.muzkult.ru)

8) 06.05.2024: 117 лет со дня рождения героя Великой Отечественной войны, военного летчика Николая Францевича Гастелло (1907-1941), чье имя носит Национальный парк Тувы (Кызыл, Тува)

9) 07.05.2024: День Связи

10) 07.05.2024: 55-летний юбилей Хомушку Андрея Айрандивиевича, преподавателя специальности "хореографические дисциплины" Кызылского колледжа искусств им. А.Чырга-оола (Кызыл, Тува)

все даты



© 2001–2024, Сетевое информационное агентство «Тува-онлайн»
адрес редакции: 667010, Республика Тува, г. Кызыл, ул. Калинина, д. 10, к. 66,
email редакции: info@tuvaonline.ru
При перепечатке ссылка на СИА «Тува-Онлайн» с указанием URL: www.tuvaonline.ru обязательна.
Опубликованные материалы и мнения авторов могут не отражать точку зрения редакции.
Цитаты в интернет-изданиях допускаются только с оформлением гиперссылки на «Тува-Онлайн».
12+ Возрастная классификация информационной продукции электронного периодического издания «Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн» – «12+».
Электронное периодическое издание "Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн»" основано 15 августа 2001 г.
Зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство Эл №77-6060 от 22 февраля 2002 г.
Top.Mail.Ru
Яндекс цитирования