Пятница, 19 апреля 2024 г. 06:29 Сделать стартовой | Добавить в избранное | RSS Обратная связь | ENGLISH
ИА «Тува-Онлайн»
» » Марат Тумат: «Дорогу осилит идущий»
Личный кабинет
Логин:
пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Архив
«    Октябрь 2012    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Ссылки
электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Марат Тумат: «Дорогу осилит идущий»

Марат Тумат: «Дорогу осилит идущий»Свой 44-й концертный сезон Государственный ансамбль песни и танца «Саяны» открыл в новой ипостаси. Принято решение вывести его из состава Тувинской госфилармонии и придать статус самостоятельного структурного подразделения министерства культуры.

Директором нового юридического лица стала бывший заместитель директора филармонии Уран Тулуш, главным балетмейстером назначен Аян Мандан-Хорлуу. На должность художественного руководителя приглашен Марат Тумат из Санкт-Петербурга, на должность балетмейстера-постановщика – Менгилен Сат из Москвы. Сегодня мы знакомим вас с художественным руководителем ансамбля Маратом Туматом.

 – Марат Александрович, как вы попали в балет?

– Во время уроков, тогда я учился в четвертом классе Самагалтайской средней школы, к нам в кабинет зашел балетмейстер Вячеслав Октяброович Донгак. Сказал, что идет набор в хореографическое училище, проверил растяжку, прыжок, выворотность, слух каждого ученика. Тогда из республики отобрали четверых детей и направили на обучение в Бурятское государственное хореографическое училище. Среди них был и я.

Поначалу все было непонятно и сложно. День в училище был очень загружен, занятия длились с девяти утра до шести вечера. Жизнь вдали от родителей, родных мест тоже не прибавляла оптимизма. К тому же по специальности первое время у меня были сплошь тройки.

Когда вы впервые вышли на сцену?

Марат Тумат: «Дорогу осилит идущий»– Через год после того, как начал учебу в училище. Самых способных учеников занимали в спектаклях Государственного театра оперы и балета Бурятии. Помню, первый раз вышел на сцену в балете «Дон Кихот» в 1986 году, когда мне было 11 лет. Тогда я учился в пятом общеобразовательном и втором балетном классе. Партия называлась «Уличная детвора». В ней мы в основном преследовали Санчо Пансо. Конечно, это было очень волнительно: выступление наравне со взрослыми артистами, первый сценический грим, прическа, костюмы. В то же время было очень весело и интересно.

Что предопределило вашу судьбу?

– Госэкзамены по специальностям классический, дуэтный и характерный танцы я сдал на одни пятерки, на выпускном концерте исполнял партию принца в балете «Щелкунчик» и па-де-де «Карнавал в Венеции» из балета «Сатанилла». Меня и еще троих выпускников заметил и пригласил художественный руководитель Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, который был председателем жюри на выпускных экзаменах. Приглашали на работу и в Бурятский театр оперы и балета, но я выбрал Новосибирск. Во время работы в новосибирском театре исполнял партию Шута, венгерский танец из «Лебединого озера», Принца из балета «Щелкунчик», крестьянский танец и вставное па-де-де из балета «Жизель», был занят в «Корсаре», «Спящей красавице», в половецких плясках из оперы «Князь Игорь», балетах Ю. Григоровича «Спартак», «Легенда о Любви». Получил очень хорошую сценическую практику.

В 1995 году мне поступило предложение поработать в Санкт-Петербургском академическом театре балета под руководством Бориса Эйфмана. Исполнял партию Пиноккио в одноименном балете. Это очень сложный балет в двух актах. Чтобы достойно выступить я репетировал каждый день с десяти утра до десяти вечера в течение трех месяцев. А когда танцевал в самом спектакле, за каждое выступление терял в весе три килограмма. С балетом «Пиноккио» мы выступали сначала в Петербурге, затем гастролировали по Южной Корее и Японии. Позже, оставаясь внештатным артистом этого театра, я поступил на работу в Государственный театр оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Исполнял партии в балетах «Лебединое озеро», «Жизель», «Щелкунчик» и др. спектаклях, принимал участие в постановках балетмейстеров-хореографов, обучавшихся на кафедре хореографии консерватории. В этом театре я достиг всего, о чем мечтал, но хотелось еще чего-то нового.

Как раз в этот момент проходил набор артистов в Санкт-Петербургский государственный академический театр балета им. Л. Якобсона. На отборочный урок пришли около 30 артистов, но приняли только четверых. Я оказался в числе счастливчиков. Театр мне был очень симпатичен еще с тех пор, когда я услышал его историю. Основателем творческого коллектива был Леонид Вениаминович Якобсон – выдающийся балетмейстер ХХ века. В театре несколько направлений – это классический репертуар, наследие Л. Якобсона и современное направление. Он очень мобильный, в нем хорошая творческая атмосфера, уютные большие балетные залы, богатый репертуар, высокий профессионализм артистов, репетиторов и балетмейстеров. Работая в этом театре, я выступал в спектаклях и концертах на самых больших сценах Петербурга – Мариинском, Михайловском, Эрмитажном, Александринском театрах, БДТ, БКЗ «Октябрьский». В 2003 году принимал участие в балете «Свадебный кортеж», который был удостоен Национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Наследие», а в 2004 году в балете «Клоп» и пяти хореографических миниатюрах, удостоенных высшей театральной премии

«Золотой Софит». Танцевал в шедевре Якобсона «Экзерсис XX», получившем диплом «Золотой Маски». Исполнял разнообразные партии в таких балетах, как «Спартак», «Ромео и Джульетта», «Шехеразада», «Дон Хосе. Страсти по Кармен», «Чиполлино».

Какие качества необходимы для того, чтобы добиться успеха в искусстве? Каких принципов вы сами придерживаетесь?

– В жизни, работе и творчестве самое главное самодисциплина, ответственность, умение доводить начатое дело до конца. Это умение я выработал в себе еще в училище. Из четверых ребят, с которыми ехал учиться в Бурятию, окончил училище я один. Мой принцип – всегда ставить цель и идти к ней, невзирая на плохое самочувствие, плохую погоду, бытовые неурядицы, тогда рано или поздно все складывается хорошо. Когда у человека нет цели – это просто существование. К тому же без принципов в балете делать нечего – это очень тяжелый физический труд. Чтобы в балете добиться успеха, надо работать каждый день с утра до ночи. Конечно, случаются травмы, но как только они заживают, работа продолжается. Расслабляться некогда. У артиста балета очень короткая профессиональная сценическая деятельность – всего 20 лет. Если за это время в балете ничего не добьешься, не добьешься уже никогда.

Вы говорите, балет – это тяжелый труд, травмы, горечь от потерь. Не хотелось сменить профессию?

– Хотелось, но до сих пор, как видите, все еще работаю. Ни для кого не секрет, что культура финансируется по остаточному принципу. Работники нашей отрасли получали и получают, мягко говоря, небольшие зарплаты. Но если артист по-настоящему любит свое ремесло и относится к своему делу профессионально, то с выбранного пути он уже никогда не сойдет… Отрадно, что федеральные и республиканские власти меняют подходы к этой сфере. В течение трех ближайших лет заработная плата в наших организациях должна повыситься вдвое. Надеюсь, наши артисты, наконец, смогут уделять творчеству больше времени, нежели сейчас, когда многим приходится подрабатывать, чтобы прокормить свои семьи, и тогда их профессиональный уровень, который и так довольно высок, поднимется в разы.

И все же, почему вы решили возглавить ансамбль «Саяны», имея возможность работать в петербургских театрах и гастролировать по всему миру?

– Мои друзья тоже не перестают задавать мне этот вопрос. Когда отвечаю, что я – тувинец, родился в Тес-Хемском районе и хотел бы передать накопленный багаж молодым артистам ансамбля, чтобы они были на уровне старших коллег, мне не верят. Творческих людей вообще очень сложно понять. Они, как и все, страдают от житейских проблем, но если перед ними будет стоять выбор дать сольный концерт или купить новую машину, они выберут сцену. Или если у них налажен быт, а их позовут покорять новые вершины, они выберут лишения, чтобы познать что-то новое, ранее неизведанное. Вот и я, когда получил приглашение министерства культуры и туризма республики стать художественным руководителем ансамбля, все же поехал, бросив насиженное место, хорошую зарплату, дом. Ведь работать в ансамбле «Саяны» было престижно всегда. На должность балетмейстера-постановщика ансамбля из Москвы приглашен Менгилен Сат, с которым мы сдружились еще в Бурятии, очень творческий, талантливый, опытный специалист и профессионал с большой буквы. Вместе, я думаю, мы сможем претворить те задачи и планы, которые перед нами поставлены.

Какие задачи стоят перед вами?

– В планах на будущее – поднять еще выше исполнительский уровень артистов, создать бренд ансамбля «Саяны» в России, выйти на мировой уровень. Наконец, начать участвовать в коммерческих проектах, которых достаточно как у нас, так и за рубежом. Конечно, этого не добиться за год или за два. Требуется некая эволюция, а для этого понадобится время. Это я говорю к тому что, в Америке, в Европе, да и в ведущих театрах и ансамблях России трудовой договор с артистами заключается только на год. В зависимости от того, как показал себя артист за сезон – хорошо или плохо, руководство решает, продлевать договор с артистом или нет. В будущем в ансамбле будут работать высо­копрофессиональные и харизматичные люди, которые не боятся меняться, расти творчески, экспериментировать, находиться в движении. Только с такими людьми мы сможем достичь новых целей, стоящих сегодня перед ансамблем.

Сегодня важно, что у ансамбля есть огромный потенциал и то, что артисты не боятся трудностей. А их у нас предостаточно. Костюмы и реквизиты устарели. Нет своей звукоусилительной и звукозаписывающей аппаратуры, концертной площадки, без которой сложно заработать. Выездные концерты проблематичны: транспорт изношен. Приходится ходить с протянутой рукой, арендовать аппаратуру и транспорт. Но, как говорится, дорогу осилит идущий.

Алтынай Чимит
Комментарии
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течение 365 дней со дня публикации.
Анонс событий

1) СЕГОДНЯ: МАСШТАБНЫЙ КОНЦЕРТ КОЛЛЕКТИВОВ КЫЗЫЛСКОГО КОЛЛЕДЖА ИСКУССТВ "МЫ - ДЕТИ ЧЫРГАЛ-ООЛА" В МОСКВЕ! Начало в 19 ч (Концертный зал Российской академии музыки им. Гнесиных, Малый Ржевский пер., 1, Москва тел.: 8983594605 kki.tuva.muzkult.ru)

2) 25.04.2024: Городской отборочный тур конкурса юных исполнителей хоомея "Сарадак-2024". Начало в 13 ч (Арт-центр "Найысылал", ул. Калинина, д 2б, Кызыл, Тува)

3) 26.04.2024: ДИКТАНТ ПОБЕДЫ

4) 27.04.2024: Республиканский спортивно-художественный праздник «Согунналган сыгыдымны», посвященный присвоению звания "Народный хоомейжи РТ" Артуру Дамдын-оолу: конкурс среди исполнителей хоомея, в стрельбе из лука. (Стадион им. Тувинских добровольцев, с. Чаа-Холь, Чаа-Хольский кожуун, Тува тел.: 89835163197 - Адыгжы Кузен-оолович, 89991792095 - Артур Сергеевич. e-mail: ctyva@yandex.ru)

5) 29.04.2024 - 04.05.2024: new! XIX Международная выставка-ярмарка «СОКРОВИЩА СЕВЕРА - Мастера и художники России - 2024» (55 павильон ВДНХ, Москва)

6) 06.05.2024: 117 лет со дня рождения героя Великой Отечественной войны, военного летчика Николая Францевича Гастелло (1907-1941), чье имя носит Национальный парк Тувы (Кызыл, Тува)

7) 07.05.2024: День Связи

8) 07.05.2024: 55-летний юбилей Хомушку Андрея Айрандивиевича, преподавателя специальности "хореографические дисциплины" Кызылского колледжа искусств им. А.Чырга-оола (Кызыл, Тува)

9) 10.05.2024 - 12.05.2024: new! Республиканский турнир по вольной борьбе памяти тренера Альберта Александровича Ооржака (Спортшкола г. Ак-Довурак, Тува тел.: +7(901)1376795, +7(923)3882338)

10) 11.05.2024: Юбилей известного тувинского историка Рамиля Харунова (Тува)

все даты



© 2001–2024, Сетевое информационное агентство «Тува-онлайн»
адрес редакции: 667010, Республика Тува, г. Кызыл, ул. Калинина, д. 10, к. 66,
email редакции: info@tuvaonline.ru
При перепечатке ссылка на СИА «Тува-Онлайн» с указанием URL: www.tuvaonline.ru обязательна.
Опубликованные материалы и мнения авторов могут не отражать точку зрения редакции.
Цитаты в интернет-изданиях допускаются только с оформлением гиперссылки на «Тува-Онлайн».
12+ Возрастная классификация информационной продукции электронного периодического издания «Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн» – «12+».
Электронное периодическое издание "Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн»" основано 15 августа 2001 г.
Зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство Эл №77-6060 от 22 февраля 2002 г.
Top.Mail.Ru
Яндекс цитирования