Вторник, 23 апреля 2024 г. 18:27 Сделать стартовой | Добавить в избранное | RSS Обратная связь | ENGLISH
ИА «Тува-Онлайн»
» » Композитор Дамба Хуреш-оол. 75 лет со дня рождения и 25 - со дня смерти
Личный кабинет
Логин:
пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Архив
«    Август 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Ссылки
электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Композитор Дамба Хуреш-оол. 75 лет со дня рождения и 25 - со дня смерти

Композитор Дамба Хуреш-оол. 75 лет со дня рождения и 25 - со дня смертиЮбилей, которому мы посвящаем статью, — это даты рождения и смерти Хуреш-оола Кара-Саловича Дамба, завязанные судьбой в неразрывный узел: в этом году исполнилось 75 лет со дня рождения и 25 лет со дня смерти. Жизнь композитора, начавшись 20 июля 1943 года, оборвалась 25 июня 1993 года, меньше месяца оставалось до 50-летия…

Хуреш-оол Кара-Салович Дамба — представитель второго поколения национальной композиторской школы Тувы, лауреат премии ВЛКСМ, член Союза композиторов СССР. О нем написано достаточно много в различных публикациях (это помимо газетных статей в местных СМИ): в форме справочной информации — как в столичных изданиях Союза композиторов СССР 70-х годов, так и в местных изданиях Республиканской библиотеки им. А. С. Пушкина (в последнем представлена наиболее полная информация об изданных сочинениях и публикациях в СМИ); в статьях музыковедов Казанцевой, Сапельцева, Осипенко, Курченко, Кыргыс (Нурсат), Оюн, коллективном труде НГК, монографиях Карелиной, Пыльневой, опубликованных в период 1970–2010-х годов и имеющих различную направленность и формат — от небольших статей до обобщающих трудов; музыковедческий анализ ряда произведений Хуреш-оола Дамба нашел отражение в рукописных работах — дипломной работе выпускника ТКФ НГК Владимира Борисенко, в кандидатских диссертациях Галины Осипенко и Инессы Цыбиковой-Данзын, дипломном реферате выпускницы Кызылского колледжа искусств Алены Чымба, основные сферы творчества композитора представлены в докторских диссертациях Е. К. Карелиной, Л. Пыльневой; изучение жизни и творчества композитора вошло в образовательную практику: отметим рукопись учебника Галины Осипенко «Тувинская музыкальная литература», в Туве это рукописные методические разработки З. К. Казанцевой и А. Д.-Б. Монгуш — педагогов по курсу «Тувинская музыкальная литература», которые ранее вели его в Кызылском колледже искусств, раздел по тувинской музыке Зинаиды Казанцевой — в коллективной учебной программе по курсу «Слушание музыки и музыкальная литература для ДМШ и ДШИ», отразившей богатый опыт автора в преподавании тувинской музыки учащимся РШИ, а в Бурятии — это учебно-методические работы Инессы Цыбиковой-Данзын «Фортепианная музыка композиторов Тувы», предназначенные для студентов Восточно-Сибирского вуза культуры и искусства.

Парадоксально, но при всём этом… художественный мир композитора для большинства музыкантов-профессионалов и ценителей музыкального искусства Тувы по-прежнему остается «закрытым», а его личность — непонятой и по-настоящему неоценённой…

Но в 2015 году благодаря родственникам и близким композитора домашний архив Хуреш-оола Дамба нашелся. Он на протяжении двадцати с лишним лет хранился у его племянника Орлана Кара-Саловича Дамба. Они обратились в Кызылский колледж искусств, когда открывали мемориальную доску в родительском доме в с. Шуй Бай-Тайгинского района. После этого события архив был передан в кабинет тувинской музыки ККИ — в то «родное» место, где юбиляр начинал серьезное обучение музыке.

Нам пришлось убеждать племянника, что музыку Дамба должны изучать, исполнять, пропагандировать студенты и преподаватели колледжа, чтобы ноты не лежали мертвым грузом ещё многие годы. Исследователь тувинской музыки, доктор искусстоведения, доцент Новосибирской консерватории Е. К. Карелина обратила внимание на проблему, и под ее профессиональным руководством нам удалось раскрыть некоторые неизвестные или «недостающие» страницы из его творческой биографии (весной этого года прочитаны доклады и опубликованы статьи по этой теме на Международных конференциях в Новосибирске и Красноярске).

Для сбора материалов ценными воспоминаниями поделились ветераны культуры: З. К. Казанцева, М. А. Шавинер, В. А. Чооду, Т. Ч. Даваа, В. В. Нагорный, К. К. Ховалыг; родственники и земляки юбиляра: Орлан Дамба, Сесенмаа Хертек (Кара-Сал), Сарыг-оол Монге, Сарыг-Донгак Ким-оол, Кан-оол Чошкак; ученики по классу композиции: А. А. Медведева, Н. А. Лопсан.

Материалы, сданные в наш кабинет тувинской музыки, представляют собой рукописи, газетные вырезки, нотные тетради с записями собственных произведений, редактируемых песен чужих авторов, партии для поэмы «Моя Тува» и струнного квартета, магнитофонные бобины с аудиозаписями (сейчас оцифрованы). Также книги и ноты из личной библиотеки, официальные документы и фото. Среди личных нот: том сонат Моцарта, том сонат Прокофьева, 24 прелюдии и фуги Шостаковича — то, что ценил и периодически проигрывал на фортепиано. Игил, на котором играл Хуреш-оол Дамба, сделанный его отцом, теперь требует реставрации (хранится у Орлана Дамба). Каждый листок бумаги свидетельствует о прожитых моментах, которые раскрывают недостающие факты из жизни композитора, помогая оценить все грани способностей и дарований, отшлифованные через старания и труд и соединившиеся в одно гармоничное целое — такова суть творческой личности.

По новым архивным материалам выявляются малоизвестные стороны жизненного пути и ранее неизвестные сочинения Хуреш-оола Дамба. Он составил свою краткую автобиографию (рукопись 84-го года на 2-х листах на тувинском языке, которая является новым документом для уточнения фактов жизни и творчества). Периодически выступал на Гостелерадио — есть сценарий программы о творчестве А. Н. Аксёнова (4 апреля 84-го года вел радиопередачу в честь 75-летия со дня рождения композитора), также готовил передачу о детских песнях. Таким образом, он пропагандировал на широкую аудиторию суть композиторского труда. Реализовывал себя в качестве музыковеда — исследовал и подготовил лекцию по творчеству композитора Владимира Токи, периодически печатал свои статьи в местных газетах.

 Пробовал себя в качестве руководителя женского вокального ансамбля пединститута (сохранилось заявление от 84-го года). Давал частные уроки игры на фортепиано, а также консультации самодеятельным композиторам (есть черновик объявления и калькуляция). Работал заведующим музыкальным сектором республиканского научно-методического центра народного творчества и культурно-просветительской работы (РНМЦ) — есть заявление об отпуске от 84-го года. Показал себя патриотом фолькло-ра — есть рукопись доклада на двух листах о народной музыке; записывал у информаторов полевые материалы: в исполнении Борбака мелодия на хомусе, мелодии народных песен («Кошкун арат», «Уран чогаал», «Теве-Хая» и т. д.).

Очень интересно, что Хуреш-оол Дамба мог бы стать научным сотрудником — он переписывался с кем-то во время совещания: сохранился листок, где собеседник порекомендовал композитору работать в секторе фольклора ТНИИЯЛИ. Дамба выражает желание: «Я думаю, что эта работа мне подойдет. Здесь не вижу результатов своего творческого роста». Вопрос: «С вышестоящим руководством поговорили?» Ответ Дамба: «Ю. Аранчын зовет меня к себе», ответ: «Хорошо. Вперед!» Жаль, что трудно уточнить год данного разговора.

Среди документов — акт 76-го года о приёмке для репертуара Кызылского училища искусств ранее нам неизвестной «Сюиты для фортепиано» в шести частях. Также неизвестный ранее «Второй концерт для симфонического оркестра» в трех частях упоминается автором в перечне произведений за 85-й год. Черновые записи тем «Шествия масок», «Йорээл ыры» свидетельствуют о неосуществленных проектах, вероятно, сценических.

К тексту песен он относился тщательно, всегда искал хорошие стихи (собирал вырезки из газет, одна его статья специально посвящена этому вопросу). Дружил с тувинскими писателями (есть письмо Оолета Чимита от 7 мая 93-го года, который послал два стихотворения — автор просит написать мелодию к ним, дает полноценное право изменить, убрать или дополнить слова на свой лад) — к сожалению, через месяц композитора не стало.

Из документальных свидетельств и воспоминаний современников, как из кусочков мозаики, складывается портрет личности композитора — патриота своей родины, который видел жизненный долг в том, чтобы, получив профессиональное образование, служить людям творчеством, писать красивую, достойную музыку, просвещать и развивать музыкальное искусство в Туве. Идеалом служило мастерство великих музыкантов, а трудолюбие и требовательность к качеству своей работы он впитал с ранних лет на примере родителей.

Показательны воспоминания земляка Сарыг-оола Монге, который высказался по поводу песен Дамба: «Твои красивые песни разнеслись среди народа. Очень отрадно. Но пойми правильно, почему-то они сложноваты для меня, а нельзя ли как-то попроще написать?

— Кто достиг высот в каком-либо деле или искусстве, не стоит опускаться. Нужно держать тот уровень.

Он был прав, разговор запомнился».

Очевидно, что творческая биография и произведения Хуреш-оола Дамба нуждаются в более детальном исследовании, а его вклад в тувинскую музыкальную культуру еще предстоит в полной мере оценить. 

Ульяна Монгуш, Тувинская правда
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течение 365 дней со дня публикации.
Анонс событий

1) ЗАКАНЧИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ: new! Республиканский турнир по плаванию среди детей и взрослых (Спорткомплекс им. И.Ярыгина, Кызыл, Тува)

2) СЕГОДНЯ: new! Шестое внеочередное заседание 10 сессии Верховного Хурала Тувы. Начало в 10 ч (Верховный Хурал Республики Тыва, ул. Ленина, 32, Кызыл, Тува)

3) СЕГОДНЯ: new! Торжественное собрание, посвященное Дню местного самоуправления. Начало в 14.30 (Национальный музыкально-драматический театр им. В.Кок-оола, Кызыл, Тува)

4) ЗАВТРА: new! 100-летие со дня рождения первого тувинского композитора, Народного артиста СССР Алексея Боктаевича Чыргал-оола (1924-1989) (Тыва)

5) 25.04.2024: Городской отборочный тур конкурса юных исполнителей хоомея "Сарадак-2024". Начало в 13 ч (Арт-центр "Найысылал", ул. Калинина, д 2б, Кызыл, Тува)

6) 26.04.2024: ДИКТАНТ ПОБЕДЫ

7) 27.04.2024: Республиканский спортивно-художественный праздник «Согунналган сыгыдымны», посвященный присвоению звания "Народный хоомейжи РТ" Артуру Дамдын-оолу: конкурс среди исполнителей хоомея, в стрельбе из лука. (Стадион им. Тувинских добровольцев, с. Чаа-Холь, Чаа-Хольский кожуун, Тува тел.: 89835163197 - Адыгжы Кузен-оолович, 89991792095 - Артур Сергеевич. e-mail: ctyva@yandex.ru)

8) 27.04.2024: new! Концерт "Ынакшыл, ынакшыл, ынакшыл...", посвященный 75-летию Народного артиста Тувы Александра Халарбааевича Салчака (Национальный музыкально-драматический театр им. В.Кок-оола, Кызыл, Тува)

9) 29.04.2024 - 04.05.2024: XIX Международная выставка-ярмарка «СОКРОВИЩА СЕВЕРА - Мастера и художники России - 2024» (55 павильон ВДНХ, Москва)

10) 01.05.2024: new! ПЕРВОМАЙ

все даты



© 2001–2024, Сетевое информационное агентство «Тува-онлайн»
адрес редакции: 667010, Республика Тува, г. Кызыл, ул. Калинина, д. 10, к. 66,
email редакции: info@tuvaonline.ru
При перепечатке ссылка на СИА «Тува-Онлайн» с указанием URL: www.tuvaonline.ru обязательна.
Опубликованные материалы и мнения авторов могут не отражать точку зрения редакции.
Цитаты в интернет-изданиях допускаются только с оформлением гиперссылки на «Тува-Онлайн».
12+ Возрастная классификация информационной продукции электронного периодического издания «Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн» – «12+».
Электронное периодическое издание "Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн»" основано 15 августа 2001 г.
Зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство Эл №77-6060 от 22 февраля 2002 г.
Top.Mail.Ru
Яндекс цитирования